Типы социального капитала россиян и их детерминанты

Авторы

  • Яна Михайловна Рощина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-7479-4681
  • Екатерина Дмитриевна Куфлина GFK Rus

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.1.1869

Ключевые слова:

социальный капитал, доверие, социальные сети, закрытый социальный капитал, открытый социальный капитал, скрепляющий социальный капитал

Аннотация

Несмотря на растущий интерес к изучению социального капитала в России и за рубежом, подходы к его измерению до сих пор вызывают споры. Наиболее сложной выглядит задача построения обобщенных показателей, отражающих объем социального капитала в целом и его отдельных видов. В то же время для оценки отдачи от социального капитала необходимо уметь корректно его измерять. Целью исследования является разработка методологии измерения различных видов социального капитала индивида, а также ее применение для анализа дифференциации социального капитала россиян и ее факторов. Мы используем данные РМЭЗ НИУ ВШЭ за 2016 г., так как в анкету этой волны был добавлен блок вопросов о включенности индивида в социальные сети. Факторный анализ выделил пять латентных переменных, соответствующих разным видам социального капитала: 1) емкость онлайн-сети, 2) возможность опереться на помощь со стороны, 3) плотность общения с друзьями, 4) включенность в жизнь церкви и 5) плотность общения с родственниками, живущими отдельно. К «закрытому» социальному капиталу можно отнести третий и пятый виды, а к «открытому» — первый. Четвертый вид может интерпретироваться как «скрепляющий» СК, а второй — как «потенциальные» социальные ресурсы. Полученные переменные использовались в качестве зависимых в регрессионных моделях. Анализ показал, что пол, возраст, образование, место жительства и рождения, семейное положение, наличие детей, религиозность и конфессия имеют значимый эффект, сила и направленность которого различаются для отдельных видов социального капитала. Методом кластерного анализа была построена типология социального капитала, охватывающая четыре класса респондентов: 1) низкий уровень всех видов социального капитала; 2) высокий уровень открытого и умеренный уровень связывающего социального капитала; 3) высокий уровень скрепляющего социального капитала; 4) высокий уровень открытого и связывающего социального капитала.

 

Благодарность. Исследование выполнено при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, проект «Мониторинг социально-экономического положения российских домохозяйств и поведение россиян в условиях развития цифрового общества».

Биографии авторов

Яна Михайловна Рощина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Центр Лонгитюдных исследований

Екатерина Дмитриевна Куфлина, GFK Rus

  • GFK Rus, Москва, Россия
    • начальник отдела исследований промышленных товаров 

Загрузки

Опубликован

2022-03-07

Как цитировать

Рощина, Я. М., & Куфлина, Е. Д. (2022). Типы социального капитала россиян и их детерминанты. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (1). https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.1.1869

Выпуск

Раздел

Социальная диагностика