Об укладе военной службы по призыву в современных вооруженных силах России

Авторы

  • Дмитрий С. КРУТИЛИН

Ключевые слова:

военная служба, уклад военной службы, военно-служебные отношения, патриотизм, вооруженные cилы, имидж вооруженных cил

Аннотация

В конце 2008 – начале 2009 гг. в России стартовал очередной этап военной реформы с целью придания Вооруженным Силам нового облика. Одной из важнейших задач ставилась гуманизация военной службы по призыву. Социологическая оценка происходящей трансформации уклада военной службы была дана в ходе комплексного социологического исследования проблем военно-служебных отношений в Российской армии. Результаты исследования позволяют утверждать, что главным основанием патриотизма военнослужащих выступает ее прошлое – исторические события, память о великих предках, уважение к отечественным традициям. В тоже время такое проявления любви к своей стране как защита Родины с оружием в руках практически не влияет на отношение военнослужащих к военной службе. Преобладающий в массовом сознании размытый образ врага, невысокий престиж профессии военного в российском обществе обуславливают то обстоятельство, что привлекательность военной службы по призыву все в большей степени предопределяется теми социальными благами, которыми она способна обеспечить молодежь. Важным вопросом повседневной жизнедеятельности военнослужащих является создание комфортных бытовых условий прохождения службы, без которых солдаты (матросы) не могут полноценно заниматься военно-профессиональной подготовкой, а вынуждены отвлекаться на решение возникающих житейских проблем. Кроме того интенсивная боевая подготовка, увеличившиеся моральные и физические нагрузки для военнослужащих предполагают качественную организацию их свободного времени и досуга. Вместе с тем анализ полученных данных свидетельствует, что именно в этих сферах наблюдается наибольшее количество неудовлетворенных военнослужащих. В ходе исследования было замечено, что уклад военной службы формирует корпоративную идентичность военнослужащих по призыву. В результате для большинства солдат (матросов) становится важным имидж Вооруженных Сил, складывающийся в гражданском обществе. Формировать позитивный имидж армии и флота военнослужащие намерены прежде всего добросовестным исполнением служебных обязанностей и уважительным отношением к гражданскому населению. Анализируя особенности удовлетворения информационных потребностей военнослужащими, следует заметить, что традиционные средства массовой информации – телевидение и газеты – являются наиболее популярными у военнослужащих по призыву. Однако наблюдается постепенный рост интернатизации Вооруженных Сил. Результаты проведенного исследования помогают ориентироваться в современных тенденциях строительства Вооруженных Сил, их обусловленности и последствиях.

Загрузки

Опубликован

2013-12-31

Как цитировать

КРУТИЛИН, Д. С. (2013). Об укладе военной службы по призыву в современных вооруженных силах России. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (6), 101. извлечено от https://monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/1507

Выпуск

Раздел

Социальная диагностика