Новые риски электоральной социологии (по результатам анализа осенних выборов 2013 г.)

Авторы

Ключевые слова:

электоральная социология, выборы, мотивация поведения избирателей, анализ электорального процесса

Аннотация

В статье анализируются результаты выборов в региональные и муниципальные органы власти, прошедшие осенью 2013 г., фиксируются изменения электоральной ситуации, определяются причины снижения качества прогнозирования результатов выборов. Статья написана на основе анализа данных ЦИК о результатах выборов в сентябре 2013 г. и данных социологических опросов ВЦИОМ, проведенных в субъектах РФ, а также инициативных общероссийских опросов ВЦИОМ Экспресс. Значительное внимание уделено анализу выборов мэра Москвы 8 сентября 2013 г. В числе ключевых факторов снижения качества прогнозирования определяются рост конкурентности выборов, ослабление административной мобилизации электората, фрагментация политического пространства. По мнению автора, эти факторы приобретают особое значение в условиях пониженной явки, прежде всего на муниципальных выборах. Ключевым следствием сложившейся ситуации автор называет повышение турбулентности электорального процесса, снижение степени участия власти в подготовке и проведении выборов, ее влияния на конечный результат в целом. С его точки зрения, в условиях низкой явки особое значение приобретает электоральное поведение отдельных социальных групп, в частности группы протестно настроенного электората, а также различных авангардных социальных групп, чья повышенная активность на выборах приводит к ослаблению позиции власти и усилению сил, оппонирующих ей. Автор прогнозирует укрепление выявленных тенденций. Новые условия ставят перед социологами задачу пересмотра подходов к изучению общественного мнения при подготовке и проведении выборов, обеспечения равной представленности различных территориальных и социальных групп.

Загрузки

Опубликован

2014-03-10

Как цитировать

МАМОНОВ, М. В. (2014). Новые риски электоральной социологии (по результатам анализа осенних выборов 2013 г.). Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (1), 56. извлечено от https://monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/1417

Выпуск

Раздел

Государство и общество