Влияние Олимпийских игр в Сочи на формирование государственной идентичности молодых россиян: результаты эмпирического исследования
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2014.3.09Ключевые слова:
социальная идентичность, государственная идентичность, молодежь, власть, информационно-коммуникативное взаимодействие, интернет-коммуникацияАннотация
Спортивные события мирового уровня являются одним из наиболее значимых маркеров макросоциальной идентичности, отражая когнитивные, эмоциональные, нормативно-ценностные и поведенческие аспекты взаимодействия государства и индивида. Статья посвящена результатам исследования государственной идентичности молодых людей в России через ее проявление в ситуации подготовки зимних Олимпийских игр 2014 г. в городе Сочи. Используя методы анкетного опроса и фокус-групп, авторы попытались понять, насколько соответствуют официальные каналы информации тем, что использует молодежь; насколько своей ощущали Олимпиаду молодые россияне на этапе ее подготовки и насколько спорт как праздник объединяет индивида и государство. Результаты исследования позволяют заключить следующее. Во-первых, наиболее сильную зависимость демонстрируют поведенческий и эмоционально-оценочный элементы государственной идентичности молодых россиян, однако позитивное отношение к Олимпийским играм как к особому, государственно-личному, празднику, формируется в основном не информационными сообщениями в средствах массовой информации, а дискуссиями в малых социальных группах — прежде всего в семье. Во-вторых, информированность и знание фактов не приводит к позитивному эмоциональному настрою, равно как и к изменениям в поведении. Недоверие официальным источникам информации и стремление поиска правды в Интернет-источниках, социальных сетях и блогах приводит к усилению коммуникативного разрыва между властью и молодежью. В-третьих, оценка около-олимпиадных событий происходит через формулу уникальности России, проявляющуюся в невозможности довести дело до удачного конца, в неизбежности серьезных проблем, в негативном сравнении с другими (прежде всего западными) странами. Это свидетельствует о доминировании негативной идентичности среди молодежи.Загрузки
Опубликован
2014-07-10
Как цитировать
САНИНА, А. Г., КОЗЛОВА, А. А., & ТРИГОЛОС, О. В. (2014). Влияние Олимпийских игр в Сочи на формирование государственной идентичности молодых россиян: результаты эмпирического исследования. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (3), 130. https://doi.org/10.14515/monitoring.2014.3.09
Выпуск
Раздел
Социальная диагностика