Гражданственность и патриотизм как основания социальной консолидации российского общества
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2014.3.08Ключевые слова:
ценности, поведение, гражданственность, патриотизм, консолидация, молодежь, студентыАннотация
В статье представлен социологический анализ особенностей развития ценностей гражданственности и патриотизма. Вторичный анализ результатов общероссийских социологических исследований выявляет существенное изменение ценностно-нормативной составляющей национальной культуры, снижение ценностей патриотизма, солидарности, вовлеченности, утрату духовно-нравственных основ. Изучение гражданственности в ракурсе социальной консолидации позволяет лучше понять проблемы, возникающие на пути формирования общенациональной солидарности и реализации социокультурной модернизации в России.Эмпирической базой статьи стало исследование Патриотизм в среде студенческой молодежи (2013 г., n=326), проведенное среди русских и туркменских студентов Пензенского государственного университета. Авторы делают вывод, что патриотические ориентации юношей и девушек носят преимущественно декларативный характер. Хотя студенты самоидентифицируют себя как патриоты, патриотические поведенческие стратегии у них практически отсутствуют. Туркменским студентам в большей мере присуща патриотическая амоидентификация, при этом в структуре патриотического комплекса туркменских и русских студентов наблюдаются расхождения. Среди студентов доминирует формально-нормативный подход к гражданству, основанный на правовой и территориальной связи, наличии гражданских прав. Наблюдается негативная тенденция к снижению уровня патриотизма и гражданской ответственности. Сложившаяся ситуация рассогласованности между декларируемыми принципами и поведенческими патриотическими установками приводит к снижению социальной консолидированности российского общества.Загрузки
Опубликован
2014-07-10
Как цитировать
РОЖКОВА, Л. В., & ВАСИЛЬЕВА, Н. Д. (2014). Гражданственность и патриотизм как основания социальной консолидации российского общества. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (3), 123. https://doi.org/10.14515/monitoring.2014.3.08
Выпуск
Раздел
Социальная диагностика