Национальный менталитет русских и немцев (сравнительный анализ на примере студенческой молодежи Москвы и Берлина)
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2014.5.04Ключевые слова:
нация, национальный менталитет, сравнительный анализ, социокультурный подход, авто- игетеростереотипы, архетипы, ценностные ориентации, ядро и периферия, межкультурная коммуникация, глобализация.Аннотация
В условиях глобализации перед каждой нацией встает вопрос сохранения национального своеобразия, и в то же время - необходимости успешно интегрироваться в мировое сообщество. Согласно разработанной концептуальной модели исследования, национальный менталитет проявляется в двух формах - авто- и гетеростереотипах, которые соотносятся, по терминологии А. Шюца, как самотипизация и типизация. В структуре национального менталитета авторы выделяют устойчивое ядро (т.е. этнокультурные архетипы, расположенные ниже уровня базовой языковой картины мира и сознания) и периферию (которая включает в себя эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты и проявляется в экономической, политической, духовной и социальной сферах).Эмпирической базой статьи стало социологическое исследование среди московских и берлинских студентов, проведенное в декабре 2013 - феврале 2014 г. методом онлайн-опроса (200 респондентов в Москве и 150 в Берлине). Автор приходит к выводу, что русских и немцев больше всего сближают экономическое сотрудничество и общее историческое прошлое. Черты характера оказались не только этнодифференцирующим признаком, но и одним из главных компонентов, сближающих обе нации.Загрузки
Опубликован
2014-11-10
Как цитировать
ГРИШЕНКОВА, Е. В. (2014). Национальный менталитет русских и немцев (сравнительный анализ на примере студенческой молодежи Москвы и Берлина). Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (5), 85. https://doi.org/10.14515/monitoring.2014.5.04
Выпуск
Раздел
Социология коммуникаций
Лицензия
Copyright (c) 2014 ВЦИОМ
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.