Мониторинг кризиса: от мертвых зон воображения к зонам новых релевантностей
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2015.2.02Ключевые слова:
экономический кризис, когнитивное интервью, поведенческое кодирование, зоны новых релевантностей, мертвые зоны воображения, перцептивное картирование_x000D_Аннотация
Данный текст представляет собой реплику в адрес статьи Д. М. Рогозина Когнитивный анализ восприятия экономического кризиса, опубликованной в настоящем номере Мониторинга общественного мнения. Указанная работа - попытка методической критики прямой и индикативной модели опросов общественного мнения, доминирующих в практике отечественных поллстеров, развернутой на материале данных, полученных в ходе инициативного исследования, проведенного АНО Социальная Валидация. Предметом нашего рассмотрения стали эти же материалы, однако под несколько иным углом зрения: в первую очередь, нас интересовало то, каким образом могут быть интерпретированы результаты опроса, выполненного в рамках когнитивного подхода, а именно то, за счет чего опросные технологии в состоянии предложить дополнительные возможности по выявлению и интерпретации тех социальных явлений, которые привычно относятся исключительно к сфере экономики. Это дополнительное измерение напрямую связано с изучением мотивов поведения и особенностей повседневных практик людей, без внимания к которым диагностика страхов, ожиданий и стратегий преодоления кризиса россиянами принципиально неполна, т.к. не дает, на наш взгляд, необходимых объяснений. Объяснения подобного рода могут быть получены в ходе дополнительной концептуализации имеющихся данных, для чего мы обращаемся к отдельным элементам теоретического языка Д. Грэбера и – в основном – А. Щютца. Это, в свою очередь, позволяет перейти к разговору о возможности дополнения процедуры мониторинга кризисной экономики путем обращения к технике перцептивного картирования областей наибольшего беспокойства, описанной в работах Ф. Эндрбса и С. Уити.Загрузки
Опубликован
2015-05-10
Как цитировать
КАРТАВЦЕВ, В. В. (2015). Мониторинг кризиса: от мертвых зон воображения к зонам новых релевантностей. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (2), 23. https://doi.org/10.14515/monitoring.2015.2.02
Выпуск
Раздел
Теория, методология и методы