Формировать общественное мнение или изучать его? Опыт социологического анализа передачи ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ 1987–1989 гг.
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2015.3.10Ключевые слова:
общественное мнение, общественное сознание, социальные проблемы, обратная связь, процедуры демократии, общественный диалогАннотация
Анализируется опыт выявления и изучения состояния общественного мнения в 1987–1989 гг., реализованный в цикле передач «Общественное мнение» Ленинградской студии телевидения (ЛСТ). Представлен анализ, сделанный в 1988 г., дана современная оценка ему. В прямом телеэфире проводилось голосование зрителей по актуальным темам, специально отобранным экспертами для обсуждения. Дискуссию в студии вели две группы экспертов, аргументировавших обозначенные позиции. Оперативный социологический комментарий к результатам голосования обеспечивался компьютерной обработкой данных. Социологи-аналитики, принимавшие участие в передаче, сообщали результаты телефонного голосования и социально-демографические характеристики его участников. Общий вывод из анализа результатов голосования: водораздел мнений – как по возрастным группам, так и по группам занятости – проходил внутри каждой группы, а не между ними. Специфичной оказалась молодежная часть выборки – наиболее радикально настроенная, независимо от того, какой именно обсуждался вопрос. Группы субъектов цикла передач «Общественное мнение» как социального явления: 1) ученые специалисты (обществоведы, экономисты, юристы); 2) представители власти, руководители; 3) простые люди с улицы. Анализ поведения этих групп обнаружил следующие проблемы: относительно низкий уровень профессионализма и очень высокий уровень самоцензуры экспертов; недоверие к словам представителей власти со стороны простых людей; отсутствие практики и, как следствие, беспомощность представителей власти в общении не с массами, а с конкретными людьми по конкретным вопросам. Анализируя поток писем в адрес передачи, удалось выделить и описать наиболее часто встречающиеся типы общественного сознания и высказать предположения о степени их распространенности.Загрузки
Опубликован
2015-07-10
Как цитировать
БОЖКОВ, О. Б. (2015). Формировать общественное мнение или изучать его? Опыт социологического анализа передачи ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ 1987–1989 гг. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (3), 127. https://doi.org/10.14515/monitoring.2015.3.10
Выпуск
Раздел
Изучение общественного мнения и рынка в России. Прошлое и настоящее