Социальный серфинг как модель молодежного образа жизни

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.1.02

Ключевые слова:

образ и стиль жизни, жизненная колея, социальный сёрфинг, текучая реальность, флексибилизация образа жизни

Аннотация

С опорой на идеи З. Баумана в данном эмпирическом исследовании предпринята попытка проанализировать структуры и логики формирования образа жизни, адекватного “текучей современности”, возникающей и в современной России. Он описывается с помощью метафоры социального серфинга. Одна из ключевых характеристик этого образа жизни, характерного в первую очередь для молодежи, — преодоление эффекта социальной инерции (жизненной колеи) во всех сферах: в образовании, на рынке труда, в профессиональной деятельности, в жилищной стратегии, досуге и личной жизни. На основе серии биографических полуформализованных интервью с жителями крупных городов в возрасте от 17 до 35 лет на основе стратегии Grounded Theory строится модель социального серфинга как образа жизни. В теоретическую выборку включались преимущественно информанты, в той или иной мере демонстрирующие элементы изучаемого образа жизни. Такой характер выборки исключает обобщения, распространяющиеся на всю российскую молодежь.

Модель социального серфинга состоит из двух основных блоков: логики социального серфинга в разных сферах жизни и факторов, повышающих вероятность выбора такого образа жизни. Модель социального серфинга включает в себя несколько уровней, пронизывающих все сферы: 1) институциональные сдвиги макроуровня, 2) паттерны практик социальных серферов, 3) личностные особенности серфера. 

Биография автора

Владимир Иванович Ильин, Санкт-Петербургский государственный университет

  • Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
    • доктор социологических наук, профессор
  • Социологический институт РАН, Санкт-Петербург, Россия
    • ассоциированный сотрудник

Загрузки

Опубликован

2019-01-21

Как цитировать

Ильин, В. И. (2019). Социальный серфинг как модель молодежного образа жизни. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (1). https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.1.02