Оценка социокультурных детерминант развития предпринимательской культуры молодежи

Авторы

  • Павел Леонидович Глухих Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук https://orcid.org/0000-0001-5992-3780
  • Денис Вадимович Шкурин Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина https://orcid.org/0000-0003-2367-4617
  • Людмила Васильевна Воронина Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Российской академии наук https://orcid.org/0000-0003-3607-0687

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.6.08

Ключевые слова:

молодежное предпринимательство, предпринимательская культура, предпринимательское поведение, методика оценки, рейтинг муниципалитетов, опрос молодежи

Аннотация

Статья посвящена методической оценке и выявлению влияния на предпринимательскую культуру двух ключевых факторов: степени развития предпринимательства и размера муниципалитета. Через апробацию двух авторских методик оценки проверялась гипотеза: чем выше степень развития предпринимательства в муниципальном образовании, тем выше степень предпринимательской культуры молодежи. В методологическом отношении исследование основывается на социально-экономическом подходе, применяемом через инструментарий экономического и социокультурного анализа. Информационной базой исследования выступили результаты авторского массового опроса молодежи более чем 150 городов и населенных пунктов Свердловской области, а также проведен опрос экспертов из числа предпринимателей, обратившихся за государственной поддержкой. Составлен рейтинг муниципалитетов Свердловской области по степени развития предпринимательства: высокая, средняя, низкая. Путем измерения аксиологических установок молодежи рассчитан уровень развития предпринимательской культуры по муниципалитетам Свердловской области. Гипотеза подтвердилась в части общего предпринимательского поведения: чем выше уровень развития предпринимательства в муниципалитете, тем больше в поведении молодежи проявляются свойственные предпринимателям черты. Влияние на предпринимательскую культуру второго оцениваемого фактора – размера муниципалитета также подтвердилась. Выявлено, что в средних по численности городах почти в два раза больше молодежи с высокой степенью предпринимательской культуры по причине большей привлекательности собственного бизнеса на фоне других менее интересных для молодежи альтернатив. С учетом корреляции социокультурных факторов предложены наиболее важные направления развития предпринимательской активности молодежи.

Благодарность. Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых МК-6580.2018.6. 

Биографии авторов

Павел Леонидович Глухих, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

  • Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия
    • кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник

       

Денис Вадимович Шкурин, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

  • Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
    • кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной социологии

Людмила Васильевна Воронина, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Российской академии наук

  • Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Российской академии наук, Архангельск, Россия
    • кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

Загрузки

Опубликован

2019-02-22

Как цитировать

Глухих, П. Л., Шкурин, Д. В., & Воронина, Л. В. (2019). Оценка социокультурных детерминант развития предпринимательской культуры молодежи. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (6). https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.6.08

Выпуск

Раздел

Социология молодежи