Социальное обслуживание пожилых: реализация Федерального закона № 442 и дальнейшие перспективы

Ключевые слова: ФЗ № 442, реформы, социальное обслуживание пожилых, потребитель, государственно-частное партнерство, перспективы

Аннотация

В статье обсуждаются современное состояние и перспективы развития социального обслуживания пожилых в России после вступления в действие в 2015 г. Федерального закона № 442 от 22 декабря 2013 г. Основное внимание уделено противоречивому характеру реформирования и его последствиям. Децентрализация управления и передача полномочий по реализации ФЗ-442 в регионы связаны с разным пониманием задач, поставленных государством перед стейкхолдерами. В результате реформирования меняется логика социального обслуживания населения: клиенты становятся потребителями и покупателями, государственные социальные службы теряют монополию и вынужденно взаимодействуют с остальными поставщиками социальных услуг в конкурентной рыночной среде. Из-за высокой степени самостоятельности регионов в толковании положений федерального закона оценить степень изменений и улучшение качества социального обслуживания трудно. Авторы анализируют итоги эмпирического качественного исследования процесса реформирования социального обслуживания в одном из центральных регионов России (Нижнем Новгороде). На основе анализа транскриптов полустандартизированных интервью с участниками реализации ФЗ-442 выделены и обсуждены наиболее значимые темы, демонстрирующие специфику и особенности происходящих изменений, показывающие ближайшие перспективы в его развитии.

Результаты исследования показывают ограничение как свободы выбора клиентов, так и формирования из них активных потребителей социальных услуг, погоню за массовостью услуг и количеством потребителей, повышение нормативов обслуживания, сопротивление необходимости конкуренции и желание сохранить сложившееся положение вещей. Авторы заключают, что адресность помощи и взаимность как важнейшие современные принципы социальной работы в России не реализуются. Необходимо активизировать ресурсы клиентов, сформировать систему взаимодействия государства, коммерческого и общественного секторов для обновления социального обслуживания пожилых.

Благодарность. Статья подготовлена в рамках проекта РНФ 19-18-00246 «Вызовы трансформации социального государства в России: институциональные изменения, социальное инвестирование, цифровизация социальных услуг».

Биографии авторов

Ирина Андреевна Григорьева, Санкт-Петербургский государственный университет
  • Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
    • доктор социологических наук, профессор факультета социологии
Ирина Леонидовна Сизова, Санкт-Петербургский государственный университет
  • Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
    • доктор социологических наук, профессор факультета социологии
Анастасия Юрьевна Москвина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

    • кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра социального предпринимательства и социальных инноваций
Опубликован
2019-06-24
Выпуск
Раздел
Государство и общество