Государственное радиовещание в России: тренд на потерю влияния

  • Александр Вячеславович Шариков Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» http://orcid.org/0000-0001-6035-5960
Ключевые слова: государственное радиовещание, аудитория радио, эфирное вещание, FM-диапазон, УКВ-диапазон, проводное вещание

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы развития федерального государственного радиовещания на примере радиостанций «Радио России» и «Маяк», являющихся структурными подразделениями Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК). Накопленные данные исследований позволяют увидеть, что радиостанции ВГТРК за последние 22 года потеряли лидирующие позиции в России. Доля аудитории на общероссийском уровне с 1996 г. по 2018 г. снизилась: у «Радио России» с 27% до 5,8%, у «Маяка» — с 26% до 3,1%. И если в 1996 г. две станции занимали, соответственно, первое и второе места по величине доли аудитории, то в 2018 г. «Радио России» было лишь на шестом месте, а «Маяк» — на двенадцатом. Основная причина — недостаточное внимание руководства радиостанций к техническому распространению сигнала. В 1996 г. население России слушало радио преимущественно с помощью проводного радио и приемников, способных принимать средние и длинные волны. В 2018 г. подавляющее большинство российских радиослушателей использовало FM-диапазон, где государственные станции представлены слабо по сравнению с коммерческими станциями-лидерами. Возможностью приема «Радио России» и «Маяка» на проводном радио к 2018 г., оценочно, обладает всего лишь 12% российского населения, при том, что вещание на длинных волнах прекращено. Потери аудитории сопровождаются ослаблением силы бренда радиостанций, особо остро проявляющимся у «Радио России» — спонтанное знание радиостанции обнаруживают лишь 8,4% опрошенных (данные компании «Медиаскоп»). Для того, чтобы вернуть лидирующее положение, государственным радиостанциям необходимо обеспечить стопроцентное присутствие в FM-диапазоне хотя бы крупных и средних городов, в первую очередь в Москве. Если этого не сделать в ближайшее время, показатели аудитории будут продолжать снижаться. Потеря аудитории федеральными государственными радиостанциями несет в себе опасность для развития социально-политических процессов в России, поскольку именно благодаря государственным СМИ, в том числе радиостанциям, реализуется конституционное право граждан на получение информации и доступ к культурным ценностям, выполняются законодательно установленные функции освещения деятельности органов государственной власти и агитация за кандидатов и политические партии во время предвыборных кампаний.

Биография автора

Александр Вячеславович Шариков, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат педагогических наук, профессор, заместитель главного редактора научного журнала «Коммуникации. Медиа. Дизайн»
Опубликован
2019-03-22
Раздел
Медиасоциология