Отечественная социология и медиа: ретроспективный взгляд (1765—2000)
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2016.4.07Ключевые слова:
средства массовой информации, социологическая служба, аудитория, изучение аудитории, опрос общественного мнения, экзитполАннотация
Статья посвящена некоторым аспектам истории медиасоциологии. В России история использования средствами массовой информации опросов аудитории насчитывает 250 лет – факт, известный историкам журналистики, но практически неизвестный в социологической среде. Кратко рассматриваются основные вехи в развитии взаимодействия СМИ и исследователей-социологов в Российской Империи, СССР и Российской Федерации с 1765 г. по 2000 г. Вводится понятие «модель Грушина» – модель деятельности социологического подразделения, организованного в структуре редакции крупного СМИ, которая предполагает сочетание изучения аудитории данного СМИ с опросами общественного мнения по широкому кругу социальных проблем и публикационную активность исследователей. Именно такой модели деятельности придерживался Б.А. Грушин, один из первых в СССР организовавший «Институт общественного мнения» при редакции газеты «Комсомольская правда» в 1960–1967 гг. Он проводил в регулярном режиме социологические исследования и печатал их результаты на страницах «Комсомольской правды» и в научных изданиях. Приводятся ранее не публиковавшиеся факты из новейшей истории о деятельности социологических служб трех крупнейших телерадиокомпаний России в 1990-е гг., в том числе проведение первого в истории России экзитпола социологами Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК) во время первых выборов в Государственную Думу в 1993 г.Загрузки
Опубликован
2016-09-10
Как цитировать
Шариков, А. В., & Ермолаева, О. Я. (2016). Отечественная социология и медиа: ретроспективный взгляд (1765—2000). Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (4), 99. https://doi.org/10.14515/monitoring.2016.4.07
Выпуск
Раздел
Медиасоциология