Перевоспитать нельзя наказывать? Как конструируются сценарии реинтеграции и ресоциализации «трудных» подростков

Авторы

  • Ирина Викторовна Лисовская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-6495-1970

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.599

Ключевые слова:

«трудные» подростки, ресоциализация, реинтеграция, социально-поддерживающие организации, восстановительное правосудие, сценарный подход, ювенальная юстиция

Аннотация

В статье описывается применение сценарного подхода к анализу процессов ресоциализации и реинтеграции «трудных» подростков, воспитывающихся в социально-поддерживающих организациях. В качестве исследовательской стратегии используется кейс-стади, детально изучаются четыре случая (учреждения) с использованием методов: полуструктурированного интервью с подростками (n = 29); экспертного интервью с работниками социально-поддерживающих организаций (n = 11); включенного наблюдения и анализа документов. Отвечая на исследовательский вопрос, какие существуют сценарии реинтеграции и ресоциализации «трудных» подростков, и каким образом они конструируются, автор выделяет группы образующих и частных критериев. Приводится пять сценариев: «слияния», «выхода за рамки», «подчинения режиму», «беглеца» и «изоляции», которые отображают ситуативные модели поведения подростков, воспитывающихся в социально-поддерживающих организациях; трансформацию опыта социальной группы под воздействием институционального дизайна организации; режимов взаимоотношений между работниками и воспитанниками; различных частных особенностей случаев. В статье также анализируются возможности сценарного подхода — его достоинства и недостатки.

Благодарность. Выражаю благодарность моей научной руководительнице Омельченко Елене, внесшей огромный вклад в кандидатскую диссертацию (защищена в январе 2019 г), по материалам которой написана эта статья, обобщающая ключевые выводы. Также большая благодарность всем организациям, принявшим участие в исследовании, всем неравнодушным проводникам, информантам, согласившимся на интервью, а также моему со-интервьюеру в одном из кейсов — Багуриной Ольге.

Биография автора

Ирина Викторовна Лисовская, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Санкт-Петербург, Россия
    • кандидат социологических наук, младший научный сотрудник Центра молодежных исследований

Загрузки

Опубликован

2021-05-08

Как цитировать

Лисовская, И. В. (2021). Перевоспитать нельзя наказывать? Как конструируются сценарии реинтеграции и ресоциализации «трудных» подростков. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (2). https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.599

Выпуск

Раздел

Социология повседневности