«Ты ощущаешь себя другим, чужим…»: иногородняя молодежь в большом городе в поисках устойчивости

Авторы

  • Ирина Викторовна Лисовская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-6495-1970
  • Альбина Раисовна Гарифзянова Казанский (Приволжский) федеральный университет https://orcid.org/0000-0001-8399-8205

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2025.2.2563

Ключевые слова:

социальное включение, образовательная миграция, иногородние студенты, молодежь, социальный капитал, университет

Аннотация

В статье рассматриваются стратегии социальной включенности иногородних студентов, в первую очередь посредством университетских программ и городских активностей. Авторы определяют связь между стратегиями социальной включенности, приобретением социального капитала и устойчивостью положения студенческой молодежи в большом городе. Эмпирическую базу исследования составили 63 биографических интервью с иногородними студентами, обучающимися в Казанском федеральном университете (Казань) и Высшей школе экономики (Санкт-Петербург).

Исследователи анализируют барьеры, с которыми сталкивается иногородняя студенческая молодежь, переезжая в большой город, и которые не ограничиваются бытовыми трудностями обустройства на новом месте. Изучая нарративы студентов, их практики использования ресурсов университета, способы расширения социальных связей, а также освоения возможностей города, авторы выделили несколько стратегий социального включения в новые условия жизни: использование ресурса университета, жизнь внутри «университета-теплицы», включенность в городскую жизнь без поддержки университета, университет — посредник вовлеченности студентов в городскую среду. Работа вносит вклад в исследования образовательной миграции и углубляет понимание процессов, происходящих со студенческой молодежью после переезда внутри страны.

Благодарность. Статья подготовлена в рамках проекта НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге «Зеркальные лаборатории» совместно с КФУ (Казань) на основе исследования «Сценарии социального включения иногородней молодежи в условиях образовательной миграции». Также выражаем благодарность Гариной К. А. и Омельченко Е. Л. за помощь в подготовке статьи.

Биографии авторов

Ирина Викторовна Лисовская, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия
    • научный сотрудник Центра молодежных исследований
    • доцент департамента социологии

Альбина Раисовна Гарифзянова, Казанский (Приволжский) федеральный университет

  • Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия
    • кандидат философских наук, доцент кафедры общей и этнической социологии, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций

Библиографические ссылки

Абрамова М.О., Филькина А.В., Сухушина Е.В. Вызовы интернационализации для российского высшего образования: влияние пандемии COVID 19 на образовательный опыт иностранных студентов» // Вопросы образования. 2021. Вып. 4. С. 114—146.

Abramova M. O., Filkina A. V., Sukhushina E. В. (2021) Challenges of Internationalisation for Russian Higher Education: The Impact of the COVID 19 Pandemic on the Educational Experience of Foreign Students. Educational Studies. Vol. 4. P. 114—146. (In Russ.)

Адашова Т. А. Развитие креативного потенциала молодежи как фактора эффективного развития российского туризма // Российские регионы: взгляд в будущее. 2016. № 1. С. 43—51.

Adashova T. A. (2016) Development of Creative Potential of Youth as a Factor of Effective Development of Russian Tourism. Russian Regions: A Look Into the Future. No. 1. P. 43-51. (In Russ.)

Аржанова И.В., Дыдзинская Д.В., Мусина Е.А., Селезнев П.С. Обучение иностранных граждан в опорных вузах Российской Федерации в интересах использования «мягкой силы» // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8—9. С. 9—20. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-9-20.

Arzhanova I.V., Dydzinskaya D.V., Musina E.A., Seleznev P.S. (2019) Education of Foreign Citizens in the Support Universities of the Russian Federation in the Interests of Using “Soft Power”.Higher Education in Russia. Vol. 28. No. 8—9. Р. 9—20. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-9-20. (In Russ.)

Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 60—74. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2002-5-60-74.

Bourdieu P. (2002) Forms of Capital. Journal of Economic Sociology. Vol. 3. No. 5. P. 60—74. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2002-5-60-74. (In Russ.)

Варшавская Е. Я., Чудиновских О. С. Миграционные планы выпускников региональных вузов России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2014. № 3. С. 36—58.

Varshavskaya E. Ya., Chudinovskikh O. S. (2014) Migration Plans of Graduates of Regional Universities in Russia. Bulletin of Moscow University. Series 6. Economics. No. 3. P. 36—58. (In Russ.)

Валеева Д. Р., Польдин О. В., Юдкевич М. М. Связи дружбы и помощи при обучении в университете // Вопросы образования. 2014. Вып. 4. С. 70—84. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-4-70-84.

Valeeva D., Poldin O., Yudkevich M. (2014) Friendly Relationships and Relationships of Assistance at a University. Voprosy Obrazovaniya. Educational Studies. No. 4. P. 70—84. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-4-70-84. (In Russ.)

Габдрахманова Г. Ф. Образы университета и города в миграции иногородних студентов: региональный кейс // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 6. С. 116—138. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-6-116-138.

Gabdrakhmanova G. F. (2023) Images of the University and the City in the Migration of Nonresident Students: A Regional Case. Higher education in Russia. Vol. 32. No. 6. P. 116—138. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-6-116-138. (In Russ.)

Дождиков А. В., Корнилова Е. В. Образовательная миграция абитуриентов между регионами Российской Федерации как источник данных для планирования развития системы высшего образования // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 67—83. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-3-67-83.

Dozhdikov A. V., Kornilova E. V. (2023) Educational Migration of Applicants Between Regions of the Russian Federation as a Source of Data for Planning the Development of Higher Education. Higher Education in Russia. Vol. 32. No. 3. P. 67—83. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-3-67-83. (In Russ.)

Ефлова М. Ю., Максимова О. А., Озерова К. А. Ценностные ориентации и практики социальной активности иногородних студентов Казани и Санкт-Петербурга // Социологические исследования. 2023. № 6. С. 123—135.

Eflova M. Y., Maxsimova O.A., Ozerova K. A. (2023) Value Orientations and Practices of Social Activity of Non-resident Students of Kazan and St. Petersburg. Sociological Studies. No. 6. Р. 123—135. (In Russ.)

Замятина Н. Ю. Метод изучения миграций молодежи по данным социальных интернет-сетей: Томский государственный университет как «центр производства и распределения» человеческого капитала (по данным социальной интернет-сети «ВКонтакте») // Региональные исследования. 2012. № 2. С. 15—28.

Zamyatina N. Y. (2012) Method of Studying Youth Migrations According to Data from Social Internet Networks: Tomsk State University as a “Center of Production and Distribution” of Human Capital (According to the Social Internet Network “Vkontakte”). Regional Studies. No. 2. Р. 15—28. (In Russ.)

Зиневич О.В., Мелёхина Е.А. Высшее образование для глобального и локального устойчивого развития // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 84–102. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-3-84-102.

Zinevich O.V., Melekhina E.A. (2023) Higher Education for Global and Local Sustainable Development. Higher Education in Russia. Vol. 32. No. 3. Р. 84—102. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-3-84-102. (In Russ.)

Калугина Т. А. Социальная адаптация иногородних студентов к вузовской среде // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2018. Т. 18. Вып. 3. С. 279—286.

Kalugina T. A. (2018) Social Adaptation of Nonresident Students to the University Environment. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology. Vol. 18. No. 3. Р. 279—286. (In Russ.)

Карачурина Л.Б., Флоринская Ю. Ф. Миграционные намерения выпускников школ малых и средних городов России // Вестник Московского университета. 2019. Сер. 5. География. № 6. С. 82—89.

Karachurina L.B., Florinskaya Y.F. (2019) Migration Intentions of Graduates of Schools in Small and Medium-Sized Cities of Russia. Bulletin of Moscow University. Ser. 5. Geography. No. 6. Р. 82—89. (In Russ.)

Карцева М. А., Мкртчян Н. В., Флоринская Ю. Ф. Межрегиональная миграция молодежи в России и выстраивание жизненных стратегий // Журнал Новой экономической ассоциации. 2021. № 4. С. 162—180.

Kartseva M. A., Mkrtchyan N. V., Florinskaya Y. F. (2021) Interregional Migration of Young People in Russia and Building Life Strategies. Journal of the New Economic Association. No. 4. Р. 162—180. (In Russ.)

Креховец Е. В., Польдин О. В. Социальный капитал студентов сквозь призму социальных сетей: анализ структуры и ключевых акторов // Вопросы образования. 2016. № 3. С. 59—79.

Krekhovets E. V., Poldin O. V. (2016) Social Capital of Students Through the Prism of Social Networks: Analyzing the Structure and Key Actors. Educational Studies Moscow. No. 3. Р. 59—79. (In Russ.)

Кузинер Е. Н., Петрунина Д. С. Креативные пространства как «третьи места» в регионах России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 6. С. 333—355. https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2316.

Kuziner E. N., Petrunina D. С. (2022) Creative Hubs as Third Places in Russian Regions. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 6. Р. 333—355. https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2316. (In Russ.)

Лисовская И. В., Омельченко Е. Л., Гарифзянова А. Р. Молодежь едет учиться в мегаполис: как не остаться в одиночестве // Вопросы образования. 2024. Т. 2. № 3. С. 136—170. https://doi.org/10.17323/vo-2024-17283.

Lisovskaya I. V., Omelchenko E. L., and Garifzianova A. R. (2024) Youth Is Going to Study in a Metropolis: How Not to Stay Alone. Educational Studies Moscow. Vol. 2. No. 3. Р. 136—170. https://doi.org/10.17323/vo-2024-17283. (In Russ.)

Маяковская А. В. Образовательная миграция и практики социальной адаптации иногородних студентов (на примере города Казань) // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2022. № 5. С. 46—51. https://doi.org/10.26907/2079-5912.2022.4.46-51.

Mayakovskaya A. V. (2022) Educational Migration and Practices of Social Adaptation Nonresident Students (By the Example of the City of Kazan). The Kazan Socially-Humanitarian Bulletin. No. 5. P. 46—51. https://doi.org/10.26907/2079-5912.2022.4.46-51. (In Russ.)

Мкртчян Н. В. Миграция молодежи из малых городов России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 1. С. 225—242.

Mkrtchyan N. V. (2017) The Youth Migration from Small Towns in Russia. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 1. Р. 225—242. (In Russ.)

Нартова Н. А. Гражданственность в представлении петербургской молодежи и их родителей // Социологические исследования. 2019. Т. 45. № 12. С. 38—47. https://doi.org/10.31857/S013216250007742-9.

Nartova N. A. (2019) Citizenship in Understanding of St. Petersburg Young People and Their Parents. Sociological Studies. Vol. 45. No. 12. Р. 38—47. https://doi.org/10.31857/S013216250007742-9. (In Russ.)

Омельченко Д. А., Омельченко Е. Л. В поисках дома. Региональная идентичность молодых калининградцев: жизненные стратегии и миграционные намерения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 6. С. 309—332. https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2317.

Omelchenko D. A., Omelchenko E. L. (2022) In Search of Home. The Regional Identity of Young Kaliningraders: Life Strategies and Migration Intentions. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 6. Р. 309—332. https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2317. (In Russ.)

Омельченко Е. Л. Вместо введения. 25 лет молодежных исследований: глобальные имена — локальные тренды // Молодежь в городе: культуры, сцены и солидарности / сост.: Е. Омельченко. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ. С. 29—91. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2128-1.

Omelchenko E. L. (2020) Instead of Introduction. 25 Years of Youth Studies: Global Names — Local Trends. In: Omelchenko Е. (eds.) Youth in the City: Cultures, Scenes and Solidarity. Moscow: HSE Publishing House. Р. 29—91. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2128-1. (In Russ.)

Практики анализа качественных данных в социальных науках / отв. ред. Е. В. Полухина. М.: Издательский дом Высшей школы экономики. 2023. 383 c. https://doi.org/10.31857/S013216250026388-9.

Polukhina E. V. (eds.) (2023) The Practices of Qualitative Data Analysis in Social Sciences. Moscow: HSE Publishing House. https://doi.org/10.31857/S013216250026388-9. (In Russ.)

Попов А. А., Глухов П. П. Роль университетов в конкурентости городов и городских агломераций // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 11. С. 75—87. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-75-87.

Popov A. A., Glukhov P. P. (2020) The Role of Universities in the Competitiveness of Cities and Urban Agglomerations. Higher Education in Russia. Vol. 29. No. 11. Р. 75—87. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-75-87. (In Russ.)

Резник С. Д., Черниковская М. В. Социальная устойчивость студенческой молодежи России: как оценивают ее сами студенты // Интеграция образования. 2019. № 1. C. 85—99.

Reznik S. D., Chernikovskaya M. V. (2019) Self-Assessment of Russian Students’ Social Resistance. Integration of Education. No. 1. P. 85—99. (In Russ.)

Рождественская Е. Ю. Размер выборки в качественном исследовании // Современная социология — современной России: Сборник статей памяти первого декана факультета социологии НИУ ВШЭ А. О. Крыштановского. М.: НИУ ВШЭ, 2012. С. 271-276. URL: https://goo.su/BV8J37 (дата обращения: 21.01.2024).

Rozhdestvenskaya E. Yu. (2012. Sample Size in Qualitative Research. In: Contemporary Sociology — for Contemporary Russia: A Collection of Articles in Memory of the First Dean of the Faculty of Sociology at the National Research University Higher School of Economics A. O. Kryshtanovsky. P. 271-276. URL: https://goo.su/BV8J37 (accessed: 27.01.2025). (In Russ.)

Романенко К. Р. Университетские объединения: что меняется для студентов // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 154—173. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-1-154-173.

Romanenko K. R. (2018) University Associations: What is Changing for Students. Educational Studies Moscow. No. 1. Р. 154—173. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-1-154-173. (In Russ.)

Штыхно Д. А., Константинова Л. В., Гагиев Н. Н., Смирнова Е. А.,

Никонова О. Д. Трансформация моделей университетов: анализ стратегий развития вузов мира // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 6. С. 27—47. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-6-27-47.

Shtykhno D. A., Konstantinova L. V., Gagiev N. N., Smirnova E. A., Nikonova O. D. (2022) Transformation of University Models: Analysis of Development Strategies of Higher Education Institutions in the World. Higher Education in Russia. Т. 31. No. 6. Р. 27—47. (In Russ.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-6-27-47.

Bierwiaczonek K., Waldzus S. (2016) Socio-Cultural Factors as Antecedents of Cross-Cultural Adaptation in Expatriates, International Students, and Migrants. Journal of Cross-Cultural Psychology. Vol. 47. No. 6. Р. 767—817. https://doi.org/10.1177/0022022116644526.

Black J. S., Stephens G. K. (1989) The Influence of the Spouse on Expatriate Adjustment and Intent to Stay in Overseas Assignments. Journal of Management. Vol. 8. No. 1. Р. 101—105. https://doi.org/10.1177/0022022116644526.

Bryman A. (2016) Social Research Methods. 5th ed. Oxford: Oxford University Press. Р. 588—589. https://doi.org/10.4236/oalib.1104376.

Glaese E. (1999) Learning in Cities. Journal of Urban Economics. Vol. 46. No. 2. Р. 254—277. https://doi.org/10.4236/oalib.1104376.

Cooke T. J., Boyle P. (2011) The Migration of High School Graduates to College. Educational Evaluation and Policy Analysis. Т. 33. No. 2. P. 202—213. https://doi.org/10.3102/0162373711399092.

Grant P. D. & Kniess D. (2023) “I Just Kind of Felt like Country Come to Town”: College Student Experiences for Rural Students at one Flagship University. The Rural Educator. Vol. 44. No. 3. Р. 1—16. https://doi.org/10.55533/2643-9662.1357.

Grant P. D., Roberts J. K. (2022) “You’re Poor, So You’re Not Going to Do Anything:” Socioeconomic Status and Capital Accumulation as a Means to Access Higher Education. Rural Sociology. Vol. 87. No. 4. Р. 340—1369. https://doi.org/10.1111/ruso.12451.

Henriksen K., Storm L. K., Kuettel A., Linnér, L., Stambulova, N. (2019) A Holistic Ecological Approach to Sport and Study: The Case of an Athlete Friendly University in Denmark. Psychology of Sport and Exercise. Vol. 47. Art. 101637.

Linnér L., Stambulova N., Henriksen K. (2017) Holistic Approach to Understanding a Dual Career Environment at a Swedish University. In: G. Si, J. Cruz, J.C. Jaenes (eds.) Sport Psychology — Linking Theory to Practice: Proceedings of the XIV ISSP World Congress of Sport Psychology. Р. 243—244.

Longva K. K. (2021) Student Venture Creation: Developing Social Networks Within Entrepreneurial Ecosystems in the Transition from Student to Entrepreneur. International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. Vol. 27. No. 5. Р. 1264—1284. https://doi.org/10.1108/IJEBR-09-2020-0661.

Neto F., Pinto M. (2022) Loneliness among African Migrants Living in Portugal. OBM Neurobiology. Vol. 6. No. 2. Art. 125. https://doi.org/10.21926/obm.neurobiol.2202125.

Readings B. (1996) The University in Ruins. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Southwick S. M., Bonanno G. A., Masten A. S., Panter-Brick C., Yehuda R. (2014) Resilience Definitions, Theory, and Challenges: Interdisciplinary Perspectives. European Journal of Psychotraumatology. Vol. 5. No. 1. Art. 25338. https://doi.org/10.3402/ejpt.v5.25338.

Tavares V. (2021) Feeling Excluded: International Students Experience Equity, Diversity and Inclusion. International Journal of Inclusive Education. Vol. 28. No. 8. P. 1551–1568. https://doi.org/10.1080/13603116.2021.2008536.

Tsekoura M. (2016) Spaces for Youth Participation and Youth Empowerment: Case Studies from the UK and Greece. Young. Vol. 24 No. 4. Р. 326—341. http://dx.doi.org/10.1177/1103308815618505.

Ungar M. (2012) Researching and Theorizing Resilience Across Cultures and Contexts. Preventive Medicine: An International Journal Devoted to Practice and Theory. Vol. 55. No. 5. P. 387–389. https://doi.org/10.1016/j.ypmed.2012.07.021.

Ungar M., Liebenberg L., Boothroyd R. et al. (2008) The Study of Youth Resilience Across Cultures: Lessons from a Pilot Study of Measurement Development. Research in Human Development. Vol. 5. No. 3. P. 166—180. https://doi.org/10.1080/15427600802274019.

Wachyunni S., Abrar M., Istifada I., Harjono H. S., Hendra R. (2023) Challenges Faced by International Students: A Case Study of Jambi’s Institute of Higher Learning. Dinamika Ilmu. Vol. 23. No. 1. Р. 37—52. https://doi.org/10.21093/di.v23i1.5995/.

Ward C., Kennedy A. (1999) The Measurement of Sociocultural Adaptation. International Journal of Intercultural Relations. Vol. 23. No. 4. Р. 659—677. https://doi.org/10.1016/S0147-1767(99)00014-0.

Ward C., Searle W. (1991) The Impact of Value Discrepancies and Cultural Identity on Psychological and Sociocultural Adjustment of Sojourners. International Journal of Intercultural Relations. Vol. 15. No. 2. Р. 209—224. https://doi.org/10.1016/0147-1767(91)90030-K.

Wright M., Siegel D. S., Mustar P. (2017) An Emerging Ecosystem for Student Start-Ups. The Journal of Technology Transfer. Vol. 42. No. 4. Р. 909—922. https://doi.org/10.1007/s10961-017-9558-z.

Загрузки

Опубликован

2025-05-08

Как цитировать

Лисовская, И. В., & Гарифзянова, А. Р. (2025). «Ты ощущаешь себя другим, чужим…»: иногородняя молодежь в большом городе в поисках устойчивости. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (2), 22–44. https://doi.org/10.14515/monitoring.2025.2.2563

Выпуск

Раздел

Социология молодежи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)