Социальные инновации в медицинской помощи: формы, механизмы, преобразовательный потенциал
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2025.3.2818Ключевые слова:
социальные инновации, медицинская помощь, трансформационные социальные инновации, здравоохранение, сообщество, врач, пациентАннотация
Работа отвечает на вопрос, как социальные инновации позволяют решать острые проблемы здравоохранения и как создается их преобразующий потенциал. Объектом исследования выступают 24 кейса из Европы, представленные на сайте фонда Ashoka по теме здравоохранения.
Интерес к социальным инновациям связан с предположением, что технологических усовершенствований, режимов экономии и перераспределения ответственности за медицинские услуги между государственным и частным здравоохранением недостаточно для производства системных сдвигов. Предполагается, что социальные инновации в европейской медицине, произведенные врачами или вместе с врачами независимыми гражданскими акторами, могут стать точками роста и производства преобразований “снизу вверх”. Показано разнообразие форм и механизмов социальных инноваций, которые представлены как динамический процесс вовлечения все новых групп участников в изменение устойчивых практик и институтов. Работа опирается на «отношенческий» подход к пониманию социальных инноваций, которые проходят через несколько кругов взаимодействий прежде, чем изменить status quo.
Благодарность. В статье использованы материалы исследования, выполненного при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-511-00047. Автор благодарит студентов магистратуры НИУ ВШЭ 2023-2024 г. Susan Adiele и Antony Enognegase за обзор базы данных и подготовку списка кейсов, соответствующих цели исследования.
Библиографические ссылки
Нонака И., Такеучи Х. Компания — создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. М.: Олимп-Бизнес, 2011.
Nonaka I., Takeuchi H. (2011) The Knowledge-Creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation. Moscow: Olimp-Business. (In Russ.)
Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2008.
Schumpeter J. (2008) The Theory of Economic Development: An Inquiry into Profits, Capital, Credit, Interest, and Business Cycle. Moscow: Eksmo. (In Russ.)
Alter K. (2007) Social Enterprise Typology. Washington, DC: Virtue Ventures LLC. URL: https://isfcolombia.uniandes.edu.co/images/201519/LRD31.pdf (accessed 02.05.2025)
BEPA (Bureau of European Policy Advisors), 2010. Empowering People, Driving Change: Social Innovation in the European Union, European Commission. URL: https://migrant-integration.ec.europa.eu/sites/default/files/2011-01/docl_17731_35611801.pdf (accessed 30.01.2025).
Franz H-W., Hochgerner J., Howaldt J. (2012) Challenge Social Innovation. Potentials for Business, Social Entrepreneurship, Welfare and Civil Society. Heidelberg: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-642-32879-4.
Hochgerner J. (2013) Social Innovation. In: Carayannis E.G. (ed.) Encyclopedia of Creativity, Invention, Innovation and Entrepreneurship. New York, NY: Springer. P. 1678—1686. https://link.springer.com/referenceworkentry/10.1007/978-1-4614-3858-8_329 (accessed 30.01.2025).
Hockerts K. (2015) How Hybrid Organizations Turn Antagonistic Assets into Complementarities. California Management Review. Vol. 57. No. 3. P. 83-106. https://doi.org/10.1525/cmr.2015.57.3.83
Howaldt J., Schwarz M. (2010) Social Innovation: Concepts, Research Fields and International Trends. Dortmund: Sozialforschungsstelle Dortmund ZWE der TU-Dortmund.
Loorbach D. (2014) To Transition! Governance Panarchy in the New Transformation. Inaugural Lecture Erasmus University of Rotterdam. Rotterdam. URL: http://www.drift.eur.nl/wp-content/uploads/2014/11/To_Transition-Loorbach-2014.pdf (accessed 30.01.2025).
Machamer P., Darden L., Craver C.F. (2000) Thinking about Mechanisms. Philosophy of Science. Vol. 67. No. 1. https://doi.org/10.1086/392759.
Mair J., Schoen O. (2007) Successful Social Entrepreneurial Business Models in the Context of Developing Economies: An Explorative Study. International Journal of Emerging Markets. Vol. 2. No. 1. P. 54-68. https://doi.org/10.1108/17468800710718895.
Mair J., Wolf M. (2021) Hybrid Organizations as Sites for Reimagining Organizational Governance. P.311-325 In: Donnelly-Cox G., Meyer M., Wijkström F. (eds.) Research Handbook on Nonprofit Governance. https://doi.org/10.4337/9781788114912.00027.
Mulgan G. 2007 Social Innovation: What It Is, Why It Matters and How It Can Be Accelerated. The Young Foundation. University of Oxford, Saïd Business School. URL: https://www.youngfoundation.org/our-work/publications/social-innovation-what-it-is-why-it-matters-how-it-can-be-accelerated/ (accessed 02.05.2025).
Murray R., Caulier-Grace J., Mulgan G. (2010) The Open Book on Social Innovation. The Young Foundation. NESTA. March 2010. URL: https://www.youngfoundation.org/our-work/publications/the-open-book-of-social-innovation/ (access 30.01.2025).
National Advisory Group on Health Information Technology in England (2016) Making IT Work: Harnessing the Power of Health Information Technology to Improve Care in England. August. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/media/5a8091afe5274a2e87dba8f2/Wachter_Review_Accessible.pdf (accessed 02.05.2025).
Nicholls A., Simon J., Gabriel M. (2015) Introduction: Dimensions of Social Innovation. In: Nicholls A., Simon J., Gabriel M. (eds.), New Frontiers in Social Innovation Research. Palgrave Macmillan. P. 1-26. https://doi.org/10.1057/9781137506801
Pel B., Haxeltine A., Avelino F., Dumitru A., Kemp R., Bauler T., Kunze I., Dorland J., Wittmayer J., Jørgensen M.S. (2020) Towards a Theory of Transformative Social Innovation: A Relational Framework and 12 Propositions. Research Policy. Vol. 49. No. 8. Art. 104080. https://doi.org/10.1016/j.respol.2020.104080.
Portales L. (2019) Social Innovation and Social Entrepreneurship: Fundamentals, Concepts, and Tools. Cham: Palgrave Macmillan. URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-030-13456-3 (accessed 02.05.2025).
Salamon L. M. (1987) Of Market Failure, Voluntary Failure, and Third-Party Government: Toward a Theory of Government-Nonprofit Relations in the Modern Welfare State. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. Vol. 16. No. 1-2. P. 29-49. https://doi.org/10.1177/089976408701600104.
Schweisfurth T., Raasch Ch., Herstatt C. (2011) Free Revealing in Open Innovation: A Comparison of Different Models and Their Benefits for Companies. International Journal of Product Development. Vol. 13. No. 2. P. 95-118. https://doi.org/10.1504/IJPD.2011.038867.
Stott N., Fava M., Slawinski N. (2019) Community Social Innovation: Taking a Long View on Community Enterprise. In: George G., Baker T. (eds.) Handbook of Inclusive Innovation: The Role of Organizations, Markets and Communities in Social Innovation. Cheltenham: Edward Elgar Publishing Limited. https://doi.org/10.4337/9781839105340.00014.
TEPSIE. (2014) Social Innovation Theory and Research. A Guide for Researchers. URL: https://youngfoundation.org/wp-content/uploads/2015/04/YOFJ2785_Tepsie_A-guide_for_researchers_06.01.15_WEB.pdf (accessed 02.05.2025).
Westley F., Antadze N. (2010) Making a Difference: Strategies for Scaling Social Innovation for Greater Impact. Innovation Journal: The Public Sector Innovation Journal. Vol. 15. No. 2. Art. 2. https://doi.org/10.4337/9781839105340.00014.
Wittmayer J.M., Hielscher S., Fraaije M., Avelino F., Rogge K. (2022) A Typology for Unpacking the Diversity of Social Innovation in Energy Transitions. Energy Research & Social Science. Vol. 88. P. 1-11. https://doi.org/10.1016/j.erss.2022.102513.
Ziegler R. (2017) Social Innovation as a Collaborative Concept. Innovation: The European Journal of Social Science Research. Vol. 30. No. 4. P. 388-405.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.