Представления прародителей о самостоятельности младших школьников и младших подростков: опыт бабушек
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.6.2590Ключевые слова:
прародители, представления, самостоятельность, волевое функционирование, независимостьАннотация
Выполняя регулятивную, интегративную и социализацирующую функции, являясь частью семейной системы, прародители выступают носителями представлений о самостоятельности, напрямую или опосредованно воздействующими на формирование таковой у детей. Имея опыт проживания в различных временных периодах и наблюдая социальные и культурные перемены российского общества, прародители могут репрезентативно воспроизвести трансформацию представлений о самостоятельности. Целью исследования стало изучение представлений бабушек о детской самостоятельности в прошлом и настоящем. В удобную выборку вошли 14 бабушек младших школьников 7―10 лет (n = 7) и младших подростков 11―14 (n = 7), в возрасте от 53 до 76 лет (M = 65,27; SD = 7,72), взаимодействующих с внуками на регулярной основе (несколько раз в месяц, совместные выходные, каникулы), но не проживающих с ними на момент проведения исследования. Применен тематический анализ данных в постпозитивистской парадигме.
По представлениям прародителей была воспроизведена структура самостоятельности как конструкта и ее девиация касательно возраста внуков. Подтвердились предположения о включенности в определение самостоятельности двух ее аспектов ― независимости и волевого функционирования. Собственная самостоятельность (в прошлом) характеризуется как «несамостоятельность и дисциплина», самостоятельность второго поколения описывается через те же поведенческие характеристики. Самостоятельность современных детей обладает новыми характеристиками, такими как умение противостоять соблазнам среды и способность находить в интернете полезную информацию, мультизадачность (кружки, секции). В плане перемещений самостоятельность третьего поколения представляется более структурированной, нежели самостоятельность предыдущих поколений. Таким образом, прародители отмечают перемены в структуре воспринимаемой самостоятельности детей третьего поколения, но не в самостоятельности детей второго поколения по сравнению с собственной самостоятельностью в соответствующем возрасте.
Благодарность. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (РНФ), проект № 22-18-00416, https://rscf.ru/project/22-18-00416/.
Библиографические ссылки
Багирова А. П. Объемы, формы и функции прародительского труда: оценки уральских родителей // Социальная политика и социология. 2021. Т. 20. №. 3. С. 33—42.
Bagirova A. P. (2021) Volumes, Forms and Functions of Grandparental Labor: Estimates of Ural Parents. Social Policy and Sociology. Vol. 20. No. 3. P. 33—42. (In Russ.)
Михайлова Я. Я., Сивак Е. В. Научное родительство? Что волнует родителей и какими источниками информации они пользуются. Вопросы образования. 2018. № 2. С. 8—25. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-2-8-25.
Mikhailova Y. Y., Sivak E. V. (2018) Scientific Parenting? What Parents Care about and What Sources of Information They Use. Educational Issues. No. 2. P. 8—25. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-2-8-25. (In Russ.)
Назарова И. Б. Здоровье российского населения: факторы и характеристики (90-е годы) // Социологические исследования. 2003. №. 11. С. 57—67.
Nazarova I. B. (2003) Health of the Russian Population: Factors and Characteristics (1990s). Sociological Studies. No. 11. P. 57—67. (In Russ.)
Шмарова И. В. Исследование динамики показателей, характеризующих социальное благополучие прародителей в России // Human Progress. 2022. Т. 8. №. 4. С. 15. https://doi.org/10.34709/IM.184.15.
Shmarova I. V. (2022) Study of the Indicators’ Dynamics Characterizing the General Parents’ Social Welfare in Russia. Human Progress. Vol. 8. No. 4. Art. 15. https://doi.org/10.34709/IM.184.15. (In Russ.)
Шубат О. М., Багирова А. П. Продолжительность прародительства в России: статистические оценки и возможности управления в рамках национального проекта «Демография» // Вопросы управления. 2020. №. 6. С. 142—155.
Shubat O. M., Bagirova A. P. (2020) Duration of Grandparenthood in Russia: Statistical Assessments and Management Capabilities in the Framework of the National Project “Demography”. Management Issues. No. 6. P. 142—155. (In Russ.)
Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
Jelconin D. B. (1989) Selected Psychological Works. Moscow: Pedagogy. (In Russ.)
Braun V., Clarke V. (2006) Using Thematic Analysis in Psychology. Qualitative Research in Psychology. Vol. 3. No. 2. P. 77—101. https://doi.org/10.1191/1478088706qp063oa.
Bryant B. K. (1985) Sources of Support Derived from the Neighborhood Walk. In: The Neighborhood Walk: Sources of Support in Middle Childhood. Vol. 50. No. 3. Hoboken, NJ: Wiley. P. 33—44. https://doi.org/10.2307/3333847.
Canedo-García A., García-Sánchez J. N., Díaz-Prieto C., Pacheco-Sanz D. I. (2021) Evaluation of the Benefits, Satisfaction, and Limitations of Intergenerational Face-To-Face Activities: A General Population Survey in Spain. International Journal of Environmental Research and Public Health. Vol. 18. No. 18. Art. 9683. https://doi.org/10.3390/ijerph18189683.
Elkind D. (2009) Ties that Stress: The New Family Imbalance. Cambridge, MA: Harvard University Press.
Farooq M. S., Asim I. (2020) Parental Involvement as Predictor for Self-Regulated Learning and Academic Achievement of Students at Secondary School Level. Journal of Educational Sciences & Research. Vol. 7. No. 1. Art. 14.
Gatrell C. (2004) Hard Labour: The Sociology of Parenthood. Maidenhead, Blacklick: Open University Press, McGraw-Hill Education.
Gur A., Gnaeem-Badran L., Stein M. A. (2021) The Role of Grandparents in Israeli Muslim Families with Intellectually Disabled Fathers: Social Workers’ Perspectives. Social Work. Vol. 66. No. 2. P. 139—147. https://doi.org/10.1093/sw/swab006.
Hayslip B., Knight R. P., Page K. S., Phillips C. (2020) Thematic Dimensions of Grandparent Caregiving: A Focus Group Approach. GrandFamilies: The Contemporary Journal of Research, Practice and Policy. Vol. 6. No. 1. Art. 5.
Hilaliyyah D. S. R., Desiningrum D. R. (2022) Parenting and Grandparenting: Perceived about Emotional Autonomy of Teenagers. In: Proceedings of International Conference on Psychological Studies (ICPSYCHE). Vol. 3. Kedungjaya: International Journal Labs. Р. 235—244.
Hoffman J. A. (1984) Psychological Separation of Late Adolescents from their Parents. Journal of Counseling Psychology. Vol. 31. No. 2. P. 170—178. https://doi.org/10.1037/0022-0167.31.2.170.
Mahler M. S. (1967) On Human Symbiosis and the Vicissitudes of Individuation. Journal of the American Psychoanalytic Association. Vol. 15. No. 4. P. 740—763. https://doi.org/10.1177/000306516701500401.
Omelchenko E., Baldwin R. (2012) Russian Youth from the 1990s until 2010: Generational Changes. In: Henseler C. (ed.) Generation X Goes Global: Mapping Youth Culture in Motion. New York, NY: Routledge. P. 248—268. https://doi.org/10.4324/9780203100219.
Pilkauskas N. V., Dunifon R. E. (2016) Understanding Grandfamilies: Characteristics of Grandparents, Nonresident Parents, and Children. Journal of Marriage and Family. Vol. 78. No 3. P. 623—633. https://doi.org/10.1111/jomf.12291.
Pratt M. W., Norris J. E., Hebblethwaite S., Arnold M. L. (2008) Intergenerational Transmission of Values: Family Generativity and Adolescents’ Narratives of Parent and Grandparent Value Teaching. Journal of Personality. Vol. 76. No. 2. P. 171—198. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.2007.00483.x.
Shorey S., Ng E. D. (2022) A social—Ecological Model of Grandparenting Experiences: A Systematic Review. The Gerontologist. Vol. 62. No. 3. https://doi.org/10.1093/geront/gnaa172.
Rutherford M. B. (2009) Children’s Autonomy and Responsibility: An Analysis of Childrearing Advice. Qualitative Sociology. Vol. 32. P. 33—353. https://doi.org/10.1007/s11133-009-9136-2.
Ryan R. M., Deci E. L. (2000) Self-Determination Theory and the Facilitation of Intrinsic Motivation, Social Development, and Well-Being. American Psychologist. Vol. 55. No. 1. P. 68—78. https://doi.org/10.1037/0003-066X.55.1.68.
Soenens B., Vansteenkiste M., Petegem S. V., Beyers W., Ryan R. (2017) How to Solve the Conundrum of Adolescent Autonomy? On the Importance of Distinguishing between Independence and Volitional Functioning. In: Soenens B., Vansteenkiste M., Petegem (eds.) Autonomy in Adolescent Development: Towards Conceptual Clarity. London: Psychology Press. P. 1-32.
Storozheva O. (2020) Opinion and Attitude Formation by Russian Youths on the Fall of the USSR and the following 1990s. Diplomová práce, vedoucí Nykl, Hanuš. Praha: Univerzita Karlova, Filozofická fakulta, Ústav východoevropských studií.
Westphal S. K., Poortman A. R., Van der Lippe T. (2015) What about the Grandparents? Children’s Postdivorce Residence Arrangements and Contact with Grandparents. Journal of Marriage and Family. Vol. 77. No. 2. P. 424—440. https://doi.org/10.1111/jomf.12173.
Zeiders K. H., Umaña-Taylor A. J., Jahromi L. B., Updegraff K. A. (2015) Grandmothers’ Familism Values, Adolescent Mothers’ Parenting Efficacy, and Children’s Well-Being. Journal of Family Psychology. Vol. 29. No. 4. P. 624. https://doi.org/10.1037/fam0000103.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.