Решение семей о смене школы: контексты выбора

Авторы

  • Сергей Измаилович Заир-Бек Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-6390-2296
  • Татьяна Анатольевна Мерцалова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-1482-1988
  • Наталья Андреевна Сенина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-3324-3864

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.3.2541

Ключевые слова:

смена школы, школьная мобильность, родительский выбор, выбор семей, образовательные траектории, поворотное решение

Аннотация

В статье рассматриваются контексты родительского вторичного выбора школы при ее смене. На данных онлайн-опроса родителей школьников, проведенного в рамках Мониторинга экономики образования в 2020/2021 учебном году, показано, что вторичный выбор школы связан с комплексом контекстных факторов — территориальными особенностями, характеристиками семей и самих обучающихся, спецификой деятельности общеобразовательной организации. Поведение семей, их мотивация к смене школы разнообразны и зависят от ряда объективных и субъективных факторов, которые могут действовать в различных сочетаниях, определяя характер причин смены школы. Причины могут определяться внешними обстоятельствами или образовательными устремлениями и амбициями семей. Так или иначе, смена школы становится поворотным решением в жизни ребенка, которое принимается, как правило, родителями. Выявлено, что значимость смены школы как жизненного события связана с факторами, являющимися стрессовыми для семьи и ребенка. Это касается совмещения процесса смены школы со сменой места жительства, образовательного и социального окружения ребенка, требований, предъявляемых новой школой к его поведению и прилежанию, уровню образовательных результатов. Авторы исследуют различия между теми, кто менял школу однократно и многократно, в том числе в удовлетворенности этих групп школой, в которой их дети обучаются в данный момент. Обнаружено, что родители школьников, менявших школу неоднократно, демонстрируют наиболее высокий уровень неудовлетворенности, а также наибольшую готовность сменить школу снова.

Биографии авторов

Сергей Измаилович Заир-Бек, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат педагогических наук, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского, Институт образования

Татьяна Анатольевна Мерцалова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат педагогических наук, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского, Институт образования 

Наталья Андреевна Сенина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • аналитик Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского, Институт образования

Библиографические ссылки

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1.

Ananyev B.G. (1980) Favorite Psychological Works: In 2 Volumes. Moscow: Pedagogy. Vol. 1. (In Russ.)

Бессуднов А. Р., Малик В. М. Социально-экономическое и гендерное неравенство при выборе образовательной траектории после окончания 9‑го класса средней школы // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 135-167. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-1-135-167.

Bessudnov A., Malik V. (2016) Socio-Economic and Gender Inequalities in Educational Trajectories upon Completion of Lower Secondary Education in Russia. Voprosy Obrazovaniya / Educational Studies Moscow. No. 1. P. 135-67. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-1-135-167. (In Russ.)

Иванюшина В. А., Уильямс Е. П. Трекинг, школьная мобильность и образовательное неравенство // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 47-70. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-4-47-70.

Ivaniushina V., Williams E. (2019) Tracking, School Mobility, and Educational Inequality. Voprosy Obrazovaniya / Educational Studies Moscow. No. 4. P. 47-70. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-4-47-70. (In Russ.)

Косякова Ю., Ястребов Г., Янбарисова Д., Куракин Д. Воспроизводство социального неравенства в российской образовательной системе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. 19. № 5. С. 76-97. URL: http://jourssa.ru/jourssa/article/view/575.

Kosyakova Y., Yastrebov G., Yanbarisova D., Kurakin D. (2016) The Reproduction of Social Inequality in the Russian Educational System. The Journal of Sociology and Social Anthropology. Vol. 19. No. 5. P. 76—97. (In Russ.)

Коулман Д. Экономическая социология с точки зрения теории рационального выбора // Экономическая социология. 2004. Т. 5. № 3. С. 35-44. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2004-3-35-44.

Coleman J. (2010) A Rational Choice Perspective in Economic Sociology. Journal of Economic Sociology. Vol. 5. No. 3. P. 35-44. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2004-3-35-44. (In Russ.)

Куракин Д. Ю., Латыпов И. А. Экосистемы выбора: о некоторых ограничениях теории рационального выбора и стратегии их преодоления // Экономическая социология. 2023. Т. 24. № 3. С. 11-32. URL: https://ecsoc.hse.ru/data/2023/05/30/2018011696/ecsoc_t24_n3.pdf (дата обращения 21.11.2023)

Kurakin D. Yu., Latypov I. A. (2023) Ecosystems of Choice: On Some Limitations of Rational Choice Theory and a Strategy for Overcoming Them. Economic Sociology. Vol. 24. No. 3. P. 11-32. (In Russ.)

Курганский С. М. Факторы эффективной школы // Народное образование. 2010. № 7. С. 118-125.

Kurganskij S. M. (2010) Factors of an Effective School. Public Education. No. 7. P. 118-125. (In Russ.)

Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. С. 156—172.

Loginova N.A. (1978) Personal Development and Its Life Path. Principle of Development in Psychology. Moscow: Nauka. P. 156—172. (In Russ.)

Мерцалова Т. А., Косарецкий С. Г., Анчиков К. М., Заир-Бек С.И., Звягинцев Р.С., Керша Ю.Д., Сенина Н.А. Школьное образование в контексте национальных целей и приоритетных проектов: аналитический доклад. М.: НИУ ВШЭ, 2022. URL: https://memo.hse.ru/school_level_2022 (дата обращения: 11.11.2023).

Mertsalova T. A., Kosaretsky S. G., Anchikov K. M., Zair-Bek S.I., Zvyagintsev R.S., Kersha Yu.D., Senina N.A. (2022) School Education in the Context of National Goals and Priority Projects: Analytical Report. Moscow: Higher School of Economics. URL: https://memo.hse.ru/school_level_2022 (accessed: 11.11.2023). (In Russ.)

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.

Rubinstein S. L. (1999) Fundamentals of General Psychology. St. Petersburg: Piter. (In Russ.)

Селиверстова И. В., Косарецкий С. Г. Родители и школа: знакомые незнакомцы // Народное образование. 2010. № 2. С. 152-156.

Seliverstova I.V., Kosaretsky S.G. (2010) Parents and School: Familiar Strangers. Public Education. No. 2. P. 152-156. (In Russ.)

Тенишева К. А., Савельева С. С., Александров Д. А. Применение метода условных деревьев решений к моделированию выбора родителями школы // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2018. № 46. С. 44-84.

Tenisheva K., Savelieva S., Alexandrov D. (2018) Method of Conditional Inference Decision Trees for Modeling Parental Schoolchoice. Sociology: Methodology, Methods, Mathematical Modeling (4M). No. 46. P. 44—84. (In Russ.)

Хавенсон Т. Е., Чиркина Т. А. Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17. № 4. С. 539-554. https://doi.org/10.17323/727-0634-2019-17-4-539-554.

Khavenson T.E., Chirkina T.A. (2019) Student Educational Choice after the 9th and 11th Grades: Comparing the Primary and Secondary Effects of Family Socioeconomic Status. The Journal of Social Policy Studies. Vol. 17. No. 4. P. 539—554. (In Russ.)

Шпаковская Л. Л. Образовательные притязания родителей как механизм воспроизводства социального неравенства // Журнал исследований социальной политики. 2015. Т. 13. № 2. С. 211-224.

Shpakovskaya L.L. (2015) The Educational Expectations of Parents: A Mechanism That Reproduces Social Inequality. Journal of Social Policy Studies. Vol. 13. No. 2. P. 211-224. (In Russ.)

Boudon R. (1974) Education, Opportunity, and Social Inequality: Changing Prospects in Western Society. Wiley.

Bronfenbrenner U. (1979) The Ecology of Human Development: Experiments by Nature and Design. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Burgess S., Briggs A., McConnell B., Slater H. (2006) School Choice in England: Background Facts. CMPO Working Paper Series No. 06/159. URL https://bristol.ac.uk/media-library/sites/cmpo/migrated/documents/wp159.pdf (accessed: 11.10.2023).

Burgess S., Greaves E., Vignoles A., Wilson D. (2015) What Parents Want: School Preferences and School Choice. The Economic Journal. Vol. 125. No. 587. P. 1262-1289. https://doi.org/10.1111/ecoj.12153.

Davidoff F. (2019) Understanding Contexts: How Explanatory Theories Can Help. Implementation Science. Vol. 14. No. 3. https://doi.org/10.1186/s13012-019-0872-8

Dixon S. R. (2010) A Study of Parental Involvement and School Climate: Perspective from the Middle School. Kingsville: Texas A & M University.

Earle L., Earle T. (1999) Social Context Theory: A Systems Model of Social Change Based on Social Needs and Social Issues. South Pacific Journal of Psychology. Vol. 11. No. 2. P. 1-12. https://doi.org/10.1017/S0257543400000572.

Erikson R., Rudolphi F. (2010) Change in Social Selection to Upper Secondary School—Primary and Secondary Effects in Sweden. European Sociological Review. Vol. 26. No. 3. P. 291-305. https://doi.org/10.1093/esr/jcp022.

Finn J. D., Rock D. A. (1997) Academic Success among Students at Risk for School Failure. Journal of Applied Psychology. Vol. 82. No. 2. P. 221-234. https://doi.org/10.1037/0021-9010.82.2.221

Hastings J. S., Van Weelden R., Weinstein J. M. (2007) Preferences, Information, and Parental Choice Behavior in Public School Choice. NBER Working Paper 12995. https://doi.org/10.3386/w12995.

Holland J. V., Kaplan D. M., Davis S. D. (1974) Interschool Transfers: A Mental Health Challenge. Journal of School Health. Vol. 44. No. 2. P. 74-79. https://doi.org/10.1111/j.1746-1561.1974.tb05201.x.

Jackson M., Erikson R., Goldthorpe J. H., Yaish, M. (2007) Primary and Secondary Effects in Class Differentials in Educational Attainment: The Transition to A-Level Courses in England and Wales. Acta Sociologica. Vol. 50. No. 3. P. 211-229. https://doi.org/10.1177/0001699307080926.

Jackson M., Jonsson J. O., Rudolphi F. (2012) Ethnic Inequality in Choice-Driven Education Systems: A Longitudinal Study of Performance and Choice in England and Sweden. Sociology of Education. Vol. 85. No. 2. P. 158-178. https://doi.org/10.1177/0038040711427311.

Johnson E. B. (2002) Contextual Teaching and Learning: What It Is and Why It Is Here to Stay. Thousand Oaks, CA: Corwin Press, INC; Sage.

Kahneman D., Tversky A. (2013) Prospect Theory: An Analysis of Decision under Risk. In: MacLean L.C., Ziemba W.T. (eds.) Handbook of the Fundamentals of Financial Decision Making: Part I. P. 99-127. https://doi.org/10.1142/9789814417358_0006.

Lareau A. (1987) Social Class Differences in Family-School Relationships: The Importance of Cultural Capital. Sociology of Education. Vol. 60. No. 2. P. 73-85.

Levin B., Riffel J. (1998) Conceptualising School Change. Cambridge Journal of Education. Vol. 28. No. 1. P. 113-127. https://doi.org/10.1080/0305764980280109.

Mehana M., Reynolds A. J. (2004) School Mobility and Achievement: A Meta-Analysis. Children and Youth Services Review. Vol. 26. No. 1. P. 93-119. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2003.11.004

Mullainathan S., Shafir E. (2013) Decision Making and Policy in Context of Poverty. In: Shafir E. (ed.) The Behavioral Foundations of Public Policy. Princeton, NJ: Princeton University Press. P. 281—297.

Parsons E., Chalkley B., Jones A. (2000) School Catchments and Pupil Movements: A Case Study in Parental Choice. Educational Studies. Vol. 26. No. 1. P. 33-48. https://doi.org/10.1080/03055690097727.

Reynolds A. J., Chen C. C., Herbers J. E. (2009) School Mobility and Educational Success: A Research Synthesis and Evidence on Prevention. In: Workshop on the Impact of Mobility and Change on the Lives of Young Children, Schools, and Neighborhoods, June. P. 29-30. URL: https://www.researchgate.net/publication/237387287 (accessed: 20.11.2023).

Rumberger R. W., Larson K. A., Ream, R. K.; Palardy G. J. (1999) The Educational Consequences of Mobility for California Students and Schools. Berkeley, CA: Policy Analysis for California Education. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED441040.pdf (accessed: 20.11.2023)

Rumberger R. W. (2003) The Causes and Consequences of Student Mobility. Journal of Negro Education. Vol. 72. No. 1. P. 6-21 https://doi.org/10.2307/3211287.

Rumberger R. W., Larson K. A. (1998) Student Mobility and the Increased Risk of High School Dropout. American Journal of Education. Vol. 107. No. 1. https://doi.org/10.1086/444201

Schaller J. (1975) The Relation between Geographic Mobility and School Behavior. Man-Environment Systems. Vol. 5. No. 185-187.

Schwartz A. E., Stiefel L., Cordes S. A. (2017) Moving Matters: The Causal Effect of Moving Schools on Student Performance. Education Finance and Policy. Vol. 12. No. 4. P. 419-446 https://doi.org/10.1162/edfp_a_00198.

Soman D., Xu J., Cheema A. (2010) Decision Points: A Theory Emerges. Rotman Magazine. Winter. P. 64-68.

Temple J. A., Reynolds A. J. (1999) School Mobility and Achievement: Longitudinal Findings from an Urban Cohort. Journal of School Psychology. Vol. 37. No. 4. P. 355-377. https://doi.org/10.1016/S0022-4405(99)00026-6.

Terrin É., Triventi M. (2023) The Effect of School Tracking on Student Achievement and Inequality: A Meta-Analysis. Review of Educational Research. Vol. 93. No. 2. P. 236-274. https://doi.org/10.3102/00346543221100850.

Theobald R. (2005) School Choice in Colorado Springs: The Relationship between Parental Decisions, Location and Neighbourhood Characteristics. International Research in Geographical & Environmental Education. Vol. 14. No. 2. P. 92-111. https://doi.org/10.1080/10382040508668340.

Vaughn M. G., Witko C. (2013) Does the Amount of School Choice Matter for Student Engagement? The Social Science Journal. Vol. 50. No. 1. P. 23-33. https://doi.org/10.1016/j.soscij.2012.07.004.

Загрузки

Опубликован

2024-07-10

Как цитировать

Заир-Бек, С. И., Мерцалова, Т. А., & Сенина, Н. А. (2024). Решение семей о смене школы: контексты выбора. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (3), 179—203. https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.3.2541

Выпуск

Раздел

Социология образования