Опыт использования метода неоконченных предложений в изучении образов «героя» и «антигероя» нашего времени

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.1.2460

Ключевые слова:

герой нашего времени, антигерой, метод неоконченных предложений, пирамида обобщения, типы героев, типы антигероев

Аннотация

Статья описывает результаты эксперимента по использованию метода неоконченных предложений в изучении проблематики героизма среди старшеклассников. На основе большого эмпирического материала (анкет более 10 тыс. школьников Ленинградской области) автор анализирует коммуникативную и когнитивную адекватность использованных неоконченных предложений, рассматривает специфику административного контекста выборки и его влияние на данные, уделяя особое внимание качеству полученных данных. Автор приводит структуру понятий «герой нашего времени» и «антигерой нашего времени» в представлениях школьников, пирамиду обобщений, а также предлагает типологию героев и антигероев, сформированную на основе смысловых магистральных характеристик, выделенных в процессе анализа эмпирических данных. В основе предлагаемых типов преимущественно лежит социальная функция героя и антигероя нашего времени. По итогам проведенного анализа автор работы заключает, что неоконченное предложение о герое нашего времени является рабочим инструментом для определения структуры понятия, который позволяет получать содержательный материал с допустимым количеством иррелевантных ответов.

Благодарность. Автор выражает благодарность М. Павлову за критический взгляд и важные замечания по рукописи данной работы.

Биография автора

Мария Николаевна Желизнык, Санкт-Петербургский государственный университет

  • Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
    • аспирант факультета социологии
  • АНО «Диалог Регионы», Санкт-Петербург, Россия

    • старший специалист по исследованиям отдела по работе с Ленинградской областью

Библиографические ссылки

Бурлов А.В. Метод неоконченных предложений в социологии: стратегии использования и логика анализа данных. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М.: ИС РАН, 2001.

Burlov A.V. (2001) The Method of Incomplete Sentences in Sociology: Usage Strategies and Logic of Data Analysis. PhD Thesis. Moscow: Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences. (In Russ.)

Желизнык М.Н. «Герой нашего времени» в представлениях молодежи Ленинградской области. Методологические размышления // Socio Time / Социальное время. 2022. № 3. С. 57—71. https://www.doi.org/10.25686/2410-0773.2022.3.57.

Zheliznyk M.N. (2022) A Hero of Our Time for the Young People of the Leningrad Region. Methodological Thinking. Socio Time. No. 3. P. 57—71. https://www.doi.org/10.25686/2410-0773.2022.3.57. (In Russ.)

Зимбардо Ф. Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев. М.: Альпина нон-фикшн, 2018.

Zimbardo F. (2018) Lucifer Effect. Understanding How Good People Turn Evil. Moscow: Alpina Non-Fiction. (In Russ.)

Климова С.Г. Опыт исследования методики неоконченных предложений в социологическом исследовании // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). 1995. № 5—6. С. 43—64.

Klimova S.G. (1995) The Experience of Using the Methodology of Unfinished Sentences in a Sociological Study. Sociology: Methodology, Methods, Mathematical Modeling (4М). No. 5—6. P. 43—64. (In Russ.)

Пахомов А.П. Методика «незаконченные предложения» Сакса — Леви как учебное пособие // Экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 4. С. 99—116.

Pakhomov A. P. (2012) The Sentence Completion Test (Sacks & Levy) as a Training Manual. Eksperimental'naâ psihologiâ = Experimental Psychology (Russia). Vol. 5. No. 4. P. 99—116. (In Russ.)

Плахов В.Д. Герои и героизм: опыт современного осмысления вековой проблемы. СПб.: КАРО. 2008.

Plahov V.D. (2008) Heroes and Heroism. Current Understanding of the Centuries-Old Problem. Saint Petersburg: KARO. (In Russ.)

Рягузова Е.В. Герой как культурное означающее // Известия Саратовского университета. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2014. Т. 3. № 2. С. 122—125. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2014-3-2-120-125.

Ryaguzova E.V. (2014) Hero as a Cultural Signifier. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology. Vol. 3. No. 2. P. 122—125. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2014-3-2-120-125. (In Russ.)

Сикевич З.В. Опыт применения процедуры неоконченных предложений в социологическом исследовании // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2019. Т. 12. №. 4. С. 317—328. https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.402.

Sikevich Z.V. (2019) The Experience of Applying the Procedure of “Unfinished Sentences” to Sociological Research. Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology. Vol. 12. No. 4. P. 317—328. https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.402. (In Russ.)

Субботина М.В. Теоретическая и эмпирическая трактовка героизма в социологии (на примере кинематографических репрезентаций). Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М.: Российский университет Дружбы народов. 2021.

Subbotina M.V. (2021) Theoretical and Empirical Interpretation of Heroism in Sociology (on the Example of Cinematic Representations). PhD Thesis. Moscow: RANEPA. (In Russ.)

Татарова Г.Г., Бурлов А.В. Логическая организация анализа данных, полученных методом неоконченных предложений // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 123—133.

Tatarova G.G., Burlov A.V. (1999) Logical Organization of Data Analysis Obtaining by the Method of Incomplete Sentences. Sociological Studies. No. 8. P. 123—133. (In Russ.)

Allison S.T., Goethals G.R. (2011) Heroes: What They Do and Why We Need Them. New York, NY: Oxford University Press.

Drake Ph., Miah A. (2010) The Cultural Politics of Celebrity. Cultural Politics. Vol. 6. No. 1. P. 49—64. https://doi.org/10.2752/175174310X12549254318746.

Franco Z., Blau K., Zimbardo P. (2011) Heroism: A Conceptual Analysis and Differentiation between Heroic Action and Altruism. Review of General Psychology. Vol. 15. No. 2. P. 99—113.

Keczer Z., File B., Orosz G., Zimbardo P.G. (2016) Social Representations of Hero and Everyday Hero: A Network Study from Representative Samples. PLoS ONE. Vol. 11. No. 8. P. 1—17. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0159354.

Kinsella E. L., English A., McMahon J. (2020) Zeroing in on Heroes: Adolescents’ Perceptions of Hero Features and Functions. Heroism Science. Vol. 5. No. 2. Art. 2. https://doi.org/10.26736/hs.2020.02.02.

Povedak I. (2009) Heroes and Celebrities. PhD Dissertation Summary. Budapest: Szeged. URL: http://doktori.btk.elte.hu/folk/povedakistvan/thesis.pdf (accessed: 10.12.2023).

Sullivan M.P., Venter A. (2010) Defining Heroes Through Deductive and Inductive Investigations. The Journal of Social Psychology. Vol. 150. No. 5. P. 471—484. https://doi.org/10.1080/00224540903366602.

Trotsuk I.V., Subbotina M.V. (2021) Three Questions to Start the Sociological Study of Heroism. RUDN Journal of Sociology. Vol. 21. No. 1. P. 169—180. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-1-169-180.

Загрузки

Опубликован

2024-03-04

Как цитировать

Желизнык, М. Н. (2024). Опыт использования метода неоконченных предложений в изучении образов «героя» и «антигероя» нашего времени. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (1), 257—275. https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.1.2460

Выпуск

Раздел

Теория, методология и методы