Место волонтеров в системе реагирования на чрезвычайные ситуации: результаты анализа дискурса российских СМИ
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.2.2388Ключевые слова:
спасательное волонтерство, образ в СМИ, межсекторное взаимодействие, легитимация спасательного волонтерства, фрейм-анализ, чрезвычайные ситуацииАннотация
В статье представлены результаты качественного и количественного анализа материалов СМИ о спасательном волонтерстве за 2018-2019 гг., проведенного с применением фрейм-анализа, предложенного Д. Сноу и Р. Бенфордом. Данный подход предполагает выделение трех центральных фреймов (диагностического, прогностического и мотивационного) для определения проблемной ситуации, интерпретации причин ее возникновения, оценки и выработки рекомендаций по ее разрешению.
Диагностический фрейм иллюстрирует масштаб и функционал волонтерского движения, характер его встроенности в систему реагирования на чрезвычайные ситуации (ЧС) через описание системы взаимодействий с официальными службами, а также проблемные аспекты в области реагирования на ЧС, способствующие развитию добровольческого спасательного движения. Последние включают нехватку штата специалистов на местах, большие по площади территории, бюрократические препоны и проч. В рамках диагностического фрейма выделен образ волонтера, формируемый в СМИ дуально: как саморепрезентация волонтеров и как представления, складывающиеся в сознании других участников коммуникации. Можно сказать, что двойственный образ адаптируется к требованиям текущей ситуации в стране, характеризующейся необходимостью волонтерского участия в реагировании на ЧС, и наделяется идеологическими и социальными ценностями, отвечающими общественным потребностям.
Прогностический фрейм показывает перспективы и условия развития добровольческого движения, а также его потенциал в повышении эффективности системы реагирования на ЧС (официальный дискурс подразумевает все большую поддержку волонтерства, снижение его стихийности и трансформацию в компетентный и контролируемый ресурс сил реагирования на ЧС).
Мотивационный фрейм показывает, какую реальную пользу оно уже приносит и может принести в дальнейшем: волонтеры рассматриваются как необходимый «ресурс» и помощь профессиональным службам в связи с географическим масштабом России, нехваткой штатных сотрудников служб спасения, наличием у волонтеров локальных знаний и технологий.
Благодарность. Исследование выполнено в рамках проекта «Волонтерство в чрезвычайных ситуациях как ответ на природные и техногенные вызовы в России», поддержанного РНФ, грант № 19-78-10052.
Библиографические ссылки
Башева О. А., Ермолаева П. О. Феномен цифрового волонтерства в чрезвычайных ситуациях: сущность, виды, теоретические рамки // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11. № 1. C. 49—71. https://www.doi.org/10.19181/vis.2020.11.1.625.
Basheva O. A., Ermolaeva P. O. (2020) The Phenomenon of Digital Volunteerism in Emergency Situations: Its Essence, Types and Theoretical Framework. Vestnik instituta sotziologii. Vol. 11. No. 1. P. 49—71. https://www.doi.org/10.19181/vis.2020.11.1.625. (In Russ.)
Демушина О. Н. СМИ как инструмент легитимации институтов власти // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 3. С. 71—75.
Demushina O. N. (2008) The Media as a Tool for Legitimizing Government Institutions. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University. No. 3. P. 71—75. (In Russ.)
Информационно-аналитический бюллетень (ИНАБ). Российское волонтерство в чрезвычайных ситуациях: портрет, мотивы, деятельность. 2021. № 3.
https://www.doi.org/10.19181/INAB.2021.3.
Information and Analytical Bulletin (INAB). (2021) Russian Volunteering in Emergency: Portrait, Motives, Activities. No. 3. https://www.doi.org/10.19181/INAB.2021.3. (In Russ.)
Московская А. А., Берендяев А. А., Москвина А. Ю. Между социальным и экономическим благом: конфликт проектов легитимации социального предпринимательства в России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 6. С. 31—51. https://www.doi.org/10.14515/monitoring.2017.6.02.
Moskovskaja A. A., Berendjaev A. A., Moskvina A. Ju. (2017) Between Social and Economic Good: Conflicting Projects of Legitimation of Social Entrepreneurship in Russia. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 6. P. 31—51. https://www.doi.org/10.14515/monitoring.2017.6.02. (In Russ.)
Benford R. D., Snow D. A. (2000) Framing Processes and Social Movements: An Overview and Assessment. Annual Review of Sociology. Vol. 26. P. 611—639. http://www.jstor.org/stable/223459 (accessed: 25.04.2024).
Britton N. (1991) Permanent Disaster Volunteers: Where Do They Fit? Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. Vol. 4. No. 20. P. 395—414.
Brugman B.C., Burgers C. (2018) Political Framing across Disciplines: Evidence from 21st-Century Experiments. Research & Politics. Vol. 5. No. 2. https://www.doi.org/10.1177/2053168018783370.
Calcutt B. (2019) Valuing Volunteers: Better Understanding the Primary Motives for Volunteering in Australian Emergency Services. Master of Philosophy thesis. School of Management, Operations and Marketing. University of Wollongong.
D’Angelo P. (2002) News Framing as a Multiparadigmatic Research Program: A Response to Entman. Journal of Communication. Vol. 52. No. 4. P. 870—888. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2002.tb02578.x.
Entman R. M. (1993) Framing: Toward Clarification of a Fractured Paradigm. Journal of Communication. Vol. 43. No. 4. P. 51—58. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.1993.tb01304.x.
Francis J., Jones M. (2012) Emergency Service Volunteers: A Comparison of Age, Motives and Values. Australian Journal of Emergency Management. Vol. 27. No. 4. P. 23—28.
Hewege C., Mitchell J. (2013) Understanding Media Constructions of Volunteering: An Australian Perspective. Asia Pacific Journal of Social Work and Development. 2013. Vol. 23. No. 3. P. 155—167. https://doi.org/10.1080/02185385.2013.818198.
Holwitt P., Strohschneider S., Zinke R., Kaizer S., Kranert I., Linke A., Maehler M. (2017) A Study of Motivational Aspects Initiating Volunteerism in Disaster Management in Germany. International Journal of Safety and Security Engineering. Vol. 7. No. 3. P. 294—302. https://doi.org/10.2495/SAFE-V7-N3-294-302.
Lage D. A., Brant L. N. C. (2008) The Growing Influence of Non-Governmental Organizations: Chances and Risks. Anuário Brasileiro de Direito Internacional. Vol. 1. P. 79—93.
Landry A., Price C., Colwell R. (2022) The Rising Importance of Volunteering to Address Community Emergencies. Canadian Journal of Emergency Management. Vol. 2. No. 1. P. 56—67. https://doi.org/10.25071/rxc1hw42.
Lindekilde L. (2014) Discourse and Frame Analysis: In-Depth Analysis of Qualitative Data in Data in Social Movement Research. In: della Porta D. (ed.) Methodological Practices in Social Movement Research. Oxford: Oxford Academic. P. 195-227. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198719571.003.0009.
Mendonça R.F., Simões P.G. (2022) Frame Analysis. In: S.A. Ercan et al. (eds.) Research Methods in Deliberative Democracy. Oxford: Oxford Academic. P. 345–355. https://doi.org/10.1093/oso/9780192848925.003.0024.
Pan Z., Kosicky M. (1993) Framing Analysis: An Approach to News Discourse. Political Communication. Vol. 10. No. 1. P. 55—75. https://doi.org/10.1080/10584609.1993.9962963.
Scheufele D. A. (1999) Framing as a Theory of Media Effects. Journal of Communication. Vol. 49. No. 1. P. 103—122. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.1999.tb02784.x.
Tong J. (2022) Confronting COVID-19: Constructing and Contesting Legitimacy through the Media in Chinese Contexts. Chinese Journal of Communication. Vol. 15. No. 2. P. 145—155. https://doi.org/10.1080/17544750.2022.2054514.
Twigg J., Mosel I. (2017) Emergent Groups and Spontaneous Volunteers in Urban Disaster Response. Environment and Urbanization. Vol. 29. No. 2. P. 443—458. https://doi.org/10.1177/0956247817721413.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.