Опрос подростков: этические вопросы и правовое регулирование
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2023.1.2324Ключевые слова:
опрос подростков, исследование с вовлечением детей, анкетирование детей, опрос уязвимой группы, этика социального исследования, правовое регулирование, исследования детства, социология детства, информированное согласиеАннотация
За последние 30 лет количество исследований с вовлечением детей и подростков в качестве участников стремительно увеличивается. Прежде всего это связано с возросшим вниманием к защите прав детей, что в свою очередь требует различных форм мониторинга и анализа детского благополучия (в том числе и статистических данных) не только с перспективы взрослых, но и с перспективы самих детей. Сегодня общемировой тенденцией является включение «голоса» детей и подростков в социальную политику государства, в национальные или международные индексы и рейтинги. Зачастую это делается при помощи опроса, и такие опросы регулируются разными государственными правовыми нормами, а также более универсальными этическими кодексами и протоколами.
В статье анализируются российские особенности правового регулирования участия подростков в опросах, определяемые во многом как поиск компромисса между правом ребенка быть услышанным и защитой его интересов с одной стороны и невмешательством в частную жизнь семьи — с другой. Также авторы подробно рассматривают четыре этические проблемы, с которыми исследователи сталкиваются при проведении опросов среди подростков. Первая их них — возраст самостоятельного принятия решения об участии в исследовании, и эта проблема помещена в более широкий контекст принципа информированного согласия на участие в социологическом исследовании. Вторая проблема — это вопрос о безопасности подростка и отсутствии прямого или косвенного вреда. Третья проблема связана с выбором метода опроса. Наконец, четвертая проблема связана с пользой участия в опросе для подростка и фокусом на позитивные изменения.
Благодарность. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС при Президенте РФ.
Библиографические ссылки
Адамчук Д. В. Профессиональные и образовательные планы современных школьников // Человек и образование. 2017. № 4. С. 116—126. URL: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2017-4_pp116-126.pdf (дата обращения: 15.02.2023).
Adamchuk D. V. (2017) Professional and Educational Plans of Modern Schoolchildren. Man and Education. No. 4. P. 116—126. URL: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2017-4_pp116-126.pdf (accessed: 15.02.2023). (In Russ.)
Бардина С. М. «Дети, идиоты и сумасшедшие»: Томас Гоббс и проблема современной социологии детства // Социология власти. 2019. Т. 31. № 1. С. 14—29. http://doi.org/10.22394/2074-0492-2019-1-14-29.
Bardina S. M. (2019) “Children, Fools, and Madmen”: Thomas Hobbes and the Problems of the Sociology of Childhood. Sociology of Power. Vol. 31. No. 1. P. 14—29. http://doi.org/10.22394/2074-0492-2019-1-14-29. (In Russ.)
Брук Ж.Ю., Игнатжева С.В. Субъективное благополучие детей 10-и и 12-и лет в пространстве удовлетворенности семьей, школой и друзьями // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 6. С. 164—175. http://doi.org/10.17759/pse.2021260613.
Bruk Z. Y., Ignatjeva S.V. (2021) Subjective Well-Being of 10- And 12-Year-Old Children in the Space of Satisfaction with Family, School and Friends. Psychological Science and Education. Vol. 26. No. 6. P. 164—175. http://doi.org/10.17759/pse.2021260613. (In Russ.)
Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус / отв. ред. С. Н. Майорова-Щеглова. М.: Издательство Российского общества социологов, 2018.
Mayorova-Shcheglova S. N. (ed.) (2018) Childhood of the XXI Century: Socio-Humanitarian Thesaurus. Moscow: Publishing House of the Russian Society of Sociologists. (In Russ.)
Константиновский Д. Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. М.: Центр социологии образования Российской академии образования, 2000.
Konstantinovsky D. L. (2000) The Youth of ‘90s: Self-Determination in a New Reality. Moscow: Centre for Sociology of Education of the Russian Academy of Education. (In Russ.)
Константиновский Д. Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы — начало 2000-х). М.: Центр социального прогнозирования, 2008.
Konstantinovsky D. L. (2008) Inequality and Education. Attempt of Sociological Research on the Life Starts of the Russian Youth (1960th — Early 2000th). Moscow: Social Forecasting Center. (In Russ.)
Майорова-Щеглова С. Н., Колосова Е. А. Дети и детство как объекты социологических исследований // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 62—69. https://doi.org/10.7868/S0132162518030066.
Mayorova-Shcheglova S. N., Kolosova E. A. (2018) Children and Childhood as Objects of Sociological Research. Sociological Studies. No. 3. P. 62—69. https://doi.org/10.7868/S0132162518030066. (In Russ.)
Митрофанова С. Ю. Дети как объект социогуманитарного исследования: социологический ракурс // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2017. Т. 10. № 2. С. 160—168. https://doi.org/10.21638/10.21638/11701/spbu12.2017.202.
Mitrofanova S. Yu. (2017) Children as an Object of Sociohumanitarian Research: A Sociological Perspective. Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology. Vol. 10. No. 2. P. 160—168. https://doi.org/10.21638/10.21638/11701/spbu12.2017.202. (In Russ.)
Никитина-ден Бестен О. «Детство» в социальных науках: новые смыслы и новые подходы // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2009. Т. 4. № 5. С. 7—24.
Nikitina-den Besten O. (2009) What’s New in the New Social Studies of Childhood? Interaction. Interview. Interpretation. Vol. 4. No. 5. P. 7—24. (In Russ.)
Одинокова В. А. Этика социальных исследований с участием детей // Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус / отв. ред. С. Н. Майорова-Щеглова. М.: Издательство Российского общества социологов, 2018. С. 433—436.
Odinokova V. A. (2018) The Ethics of Research with Children. In: Mayorova-Shcheglova S. N. (ed.) Childhood of the XXI Century: Socio-Humanitarian Thesaurus. Moscow: Publishing House of the Russian Society of Sociologists. P. 433—436. (In Russ.)
Профориентационная работа в школе / под ред. А.Е. Голомштока. Калуга: Приокское книжное издательство, 1968.
Golomshtok A.E. (ed.) (1968) Career Guidance at School. Kaluga: Priokskoe Publishing House. (In Russ.)
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Ч. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. М.: Юрайт, 2019.
Rogov E. I. (2019) Handbook of a Practical Psychologist in 2 Parts. Part 1. The System of Psychological Work with Children of Different Ages. Moscow: Yurayt. (In Russ.)
Форум: в поисках детской субъектности // Антропологический форум. 2019. № 42. С. 9—106. https://doi.org/10.31250/1815-8870-2019-15-42-9-106.
Forum: Children as Subjects. (2019) Forum for Anthropology and Culture. No. 42. P. 9—106. https://doi.org/10.31250/1815-8870-2019-15-42-9-106. (In Russ.)
Шамрова Д. Обзор международного опыта по применению оценки с участием детей. М.: Фонд Тимченко, 2016.
Shamrova D. (2016) Participatory Evaluation with Children: Overview of International Experience. Moscow: Timchenko Foundation. (In Russ.)
Шубкин В.Н., Чередниченко Г.А. Ценностные ориентации в структуре профессионального самоопределения старшеклассников. Типовая методика проведения социологического исследования ценностных ориентаций старшеклассников в области профориентации. М.: Центр социологии образования Российской академии образования, 1994.
Shubkin V.N. Cherednichenko G.A. (1994) Value Orientations in a Structure of Professional Self-Determination of High School Students. Standard Methodology for Conducting a Sociological Study of Value Orientations of High School Students for Career Guidance. Moscow: Centre for Sociology of Education of the Russian Academy of Education. (In Russ.)
Alanen L. (1988) Rethinking Childhood. Acta Sociologica. Vol. 31. No. 1. P. 53—67. https://doi.org/10.1177/000169938803100105.
Belmont Report: Ethical Principles and Guidelines for the Protection of Human Subjects of Research. DHEW Publication No. (OS) 78-0012. (1978) Washington, DC: U.S. Department of Health, Education, and Welfare.
Ben-Arieh A. (2005) Where Are the Children? Children’s Role in Measuring and Monitoring Their Well-Being. Social Indicators Research. Vol. 74. No. 3. P. 573—596. https://doi.org/10.1007/s11205-004-4645-6.
Ben-Arieh A. (2006) Measuring and Monitoring the Well-Being of Young Children Around the World. Paris: UNESCO.
Davis K. (1940) The Child and Social Structure. The Journal of Educational Sociology. Vol. 14. No. 4. P. 217—229. https://doi.org/10.2307/2262160.
ESOMAR Guideline for Online Research. (2011) Amsterdam: ESOMAR. URL: https://ana.esomar.org/documents/esomar-guideline-for-online-research- (accessed: 19.02.2023).
ESOMAR/GRBN Guideline on Research and Data Analytics with Children, Young People, and Other Vulnerable Individuals. (2018) Amsterdam: ESOMAR. URL: https://www.jmra-net.or.jp/Portals/0/rule/guideline/20180912_ESOMAR-GRBN_Guideline-Children-Young%20People-Other%20Vulnerable%20Individuals_201809.pdf (accessed: 19.02.2023).
Hanafin S., Brooks A.-M. (2005) Report on the Development of the National Set of Child Well-Being Indicators in Ireland. Dublin: The National Children’s Office.
Involving Children and Young People in Research: A Compendium of Papers and Reflections from a Think Tank co-hosted by the Australian Research Alliance for Children and Youth and the NSW Commission for Children and Young People on 11 November 2008. (2008) Surry Hills, NSW: NSW Commission for Children and Young People; Woden, ACT: ARACY.
James A., Prout A. (1997) Introduction. In: James A., Prout A. (eds.) Constructing and Reconstructing Childhood: Contemporary Issues in the Sociological Study of Childhood. London: Falmer Press. P. 1—6.
Laws S., Mann G. (2004) So You Want to Involve Children in Research? A Toolkit Supporting Children’s Meaningful and Ethical Participation in Research Relating to Violence Against Children. Stockholm: Save the Children.
Listen and Learn: Participatory Assessment with Children and Adolescents. (2012) Geneva: UNHCR.
Noble-Carr D. (2006) Engaging Children in Research on Sensitive Issues. Dickson, ACT: Institute of Child Protection Studies at the Australian Catholic University.
Ovortrup J. (1995) Childhood in Europe: A New Field of Social Research. In: Chisholm L., Büchner P., Krüger H.-H., du Bois-Reymond M. (ed.) Growing Up in Europe: Contemporary Horizons on Childhood and Youth Studies. Berlin: De Gruyter. P. 7—20. https://doi.org/10.1515/9783110879094-002.
Participatory Monitoring and Evaluation: Methodologies for Working with Children and Young People. (2012) Innsbruck: SOS Children’s Villages International.
Powell M. A., Taylor N., Fitzgerald R., Graham A., Anderson D. (2013) Ethical Research Involving Children. Florence: UNICEF Office of Research — Innocenti.
Rees G., Goswami H., Bradshaw J. (2010) Developing an Index of Children’s Subjective Well-Being in England. London: The Children’s Society.
Schenk K., Williamson J. (2005) Ethical Approaches to Gathering Information from Children and Adolescents in International Settings: Guidelines and Resources. Washington, DC: Population Council.
Statham J., Chase E. (2010) Childhood Wellbeing: A Brief Overview. Loughborough: Childhood Wellbeing Research Centre.
Thorne B. (2002) Editorial: From Silence to Voice: Bringing Children More Fully into Knowledge. Childhood. Vol. 9. No. 3. P. 251—254. https://doi.org/10.1177/0907568202009003604.
Uprichard E. (2008) Children as ‘Being and Becomings’: Children, Childhood and Temporality. Children and Society. Vol. 22. No. 4. P. 303—313. https://doi.org/10.1111/j.1099-0860.2007.00110.x.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.