Мотивы и трудовые ценности молодежи: парадоксы развития
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.3.17Ключевые слова:
мотивация, трудовые ценности, трудовые мотивы, трудовые ориентации, молодежьАннотация
На базе данных мониторинговых исследований по Тюменской области (2006—2016 гг.) дается оценка мотивации и трудовых ценностей молодежи, демонстрируются тенденции и особенности развития трудовых ориентаций. Использование инструментов корреляционного и дисперсионного анализа позволило выделить несколько противоречий, отражающих несформированность рыночной мотивации и предпринимательской ориентации у поколения, родившегося и выросшего уже в условиях рыночной экономики. Молодежь, обладая более "рыночным" типом трудовой мотивации, имеет низкий уровень притязаний, согласна на малое при гарантии стабильности. Снизился возраст, когда происходит "перелом" в доминировании мотивов успеха и достижения в трудовой мотивации. Ценность интересной и содержательной работы для молодежи снижается. Наблюдается разрыв между декларируемой ценностью инициативы, предприимчивости и реальным участием в создании новшеств. Люди, родившиеся и выросшие в условиях рыночной экономики, не хотят идти работать "в рынок". При очень высокой доле желающих работать "на себя" доля реальных предпринимателей среди молодежи остается по-прежнему очень низкой.