Мотивы участия молодежи в избирательных кампаниях

Авторы

  • Светлана Юрьевна Барсукова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-2696-4882
  • Арсений Васильевич Звягинцев Гарвард-колледж
  • Лидия Сергеевна Лаптиева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Эвелина Ильдаровна Сафиуллина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.4.1841

Ключевые слова:

волонтерство, политическая активность молодежи, избирательные кампании, политические технологии, мотивы участия

Аннотация

Сочетание слов «молодежь» и «политика» часто вызывает ассоциацию с митингами и акциями протеста. И это справедливо, учитывая средний возраст участников таких акций. Однако в данной статье речь пойдет не о протестах, а о выполнении молодыми людьми определенной работы в рамках избирательных кампаний.

Молодые люди распространяют агитационные листовки, собирают подписи в поддержку своих кандидатов, организуют встречи с избирателями и т.д. Их легко узнать по яркой одежде с партийной символикой или бейджами с именами кандидатов. Таких молодых людей обычно называют политическими волонтерами. Главный вопрос статьи состоит в том, насколько справедливо относить их к волонтерам. Что ими движет? На каких условиях они занимаются этой деятельностью?

Эмпирическая база статьи включает 31 интервью с молодыми людьми в возрасте до 28 лет (школьниками, студентами, аспирантами, молодыми работниками), которые участвовали в избирательных кампаниях различного уровня.

Наше исследование выявило несколько форм участия молодежи в избирательных кампаниях, таких как наблюдатели на избирательных участках, члены избирательных комиссий, уличные агитаторы, их координаторы и сотрудники избирательных штабов. Эти виды деятельности различны с точки зрения их функциональности, условий труда и оплаты.

Интервью позволили определить мотивы молодых людей, работающих в избирательных кампаниях. Было выделено пять типов мотивации: (1) хорошо провести время («потусоваться»), (2) внести вклад в построение карьеры, (3) заработать деньги, (4) предотвратить нарушения во время голосования («за честные выборы»), (5) помочь кандидатам или партиям, политическую позицию которых разделяет молодой человек.

Таким образом, спектр стимулов достаточно широк, и деятельность участников избирательных кампаний может быть не связана с их политическими убеждениями или представлениями о пользе для общества. Активность молодежи, участвующей в кампаниях оппозиционных кандидатов, как правило, базируется на их политической позиции, что не исключает оплату труда, но делает ее необязательным элементом этой деятельности. Провластные политические кандидаты привлекают молодежь к участию в своих кампаниях, используя либо административное принуждение, либо материальные стимулы и обещания карьерного роста.

Благодарность. Статья написана в рамках совместного проекта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Автономной некоммерческой организации «Экспертный институт социальных исследований» (АНО ЭИСИ) (проект № 20-011-33048).

Биографии авторов

Светлана Юрьевна Барсукова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • доктор социологических наук, профессор, факультет социальных наук

Арсений Васильевич Звягинцев, Гарвард-колледж

  • Гарвард-колледж, Кембридж, США
    • студент

Лидия Сергеевна Лаптиева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • студентка Международного института экономики и финансов

Эвелина Ильдаровна Сафиуллина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • студентка магистерской программы «Коммуникационный дизайн», факультет коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Загрузки

Опубликован

2021-09-07

Как цитировать

Барсукова, С. Ю., Звягинцев, А. В., Лаптиева, Л. С., & Сафиуллина, Э. И. (2021). Мотивы участия молодежи в избирательных кампаниях. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (4). https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.4.1841

Выпуск

Раздел

Социология молодежи