Возможности и ограничения цифровых следов и методов машинного обучения в социологии

Авторы

  • Михаил Богданович Богданов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-6245-7178
  • Иван Борисович Смирнов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-8347-6703

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.1.1760

Ключевые слова:

цифровые следы, большие данные, машинное обучение, предсказательное моделирование, вычислительные социальные науки, вычислительная социология, анализ данных, анализ текстов

Аннотация

В статье описываются возможности и ограничения использования в социологии новых источников данных и методов их сбора, обработки и анализа, а именно — цифровых следов и методов машинного обучения. Сначала обсуждаются недостатки классических источников данных — опросов, а затем, в контексте этих недостатков, на основе релевантных исследований анализируются возможности их преодоления с помощью цифровых следов. В качестве главных недостатков опросных данных, которым, в свою очередь, меньше подвержены цифровые следы, выделяются: реактивность, небольшой объем данных и редкая частотность. В контексте описания этих недостатков и способов их преодоления с помощью цифровых следов мы приводим типы исследовательских вопросов, на которые можно ответить только с помощью цифровых следов. После этого рассматриваем ограничения цифровых следов: нерепрезентативность, конструктную валидность, внешние и внутренние вмешивающиеся факторы, нестационарность. Затем, на основе актуальных методологических статей, мы описываем, как учитывать эти ограничения и по возможности корректировать их.

Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-311-90056.

Биографии авторов

Михаил Богданович Богданов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • младший научный сотрудник Центра социологии культуры, Институт образования
    • аспирант департамента социологии

Иван Борисович Смирнов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • ведущий научный сотрудник, заведующий лабораторией вычислительных социальных наук, Институт образования

Загрузки

Опубликован

2021-03-04

Как цитировать

Богданов, М. Б., & Смирнов, И. Б. (2021). Возможности и ограничения цифровых следов и методов машинного обучения в социологии. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (1). https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.1.1760

Выпуск

Раздел

Методы и методология