Трудно или легко быть общественно активным человеком во время пандемии?
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.1705Ключевые слова:
общественная активность, общественно активные люди, социальный капитал, доверие, участие в общественной жизни, волонтеры, волонтерская деятельность, активная гражданская позицияАннотация
В статье рассматриваются факторы, воздействующие на отношение к общественно активным людям. На эмпирической базе данных количественного и качественного исследований (апрель — май 2020 г.), осуществленных в период режима самоизоляции, введенного в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, раскрывается взаимосвязь между оценкой возможности быть общественно активным человеком и составляющими человеческого капитала: уровнем образования, профессиональным статусом, материальным положением.
Продемонстрировано, что оценка также соотносится с показателями социального и человеческого капитала. Положительный взгляд на возможность быть общественно активным человеком разделяют люди, демонстрирующие высокий уровень межличностного доверия, ответственность за происходящее вокруг, уверенность в том, что уровень доверия в стране за последний месяц увеличился, возросла готовность к взаимопомощи и волонтерство в России развито достаточно хорошо, чтобы справиться с пандемией коронавируса. С оптимизмом воспринимают общественно активную деятельность молодежь и люди, ощущающие себя счастливыми. Напротив, представители старших возрастных групп и те, кто обладает сравнительно низкими показателями человеческого и социального капитала, в том числе внешним локус-контролем, полагающие, что готовность помогать в стране уменьшилась и волонтерство пока развито плохо, считают, что быть общественно активным человеком трудно.
Новизна исследования связана с тем, что оно выявило амбивалентное отношение россиян к общественно активным людям. С одной стороны, большинство в период пандемии полагало, что общество одобрительно относится к активным людям. С другой — россияне считают, что быть общественно активным трудно, и высказывают негативные стереотипы, подозревают активистов в амбициозности и корысти. Данные свидетельствуют, что это связано с рассогласованием между тиражируемыми целями общественной деятельности и скептицизмом респондентов относительно ее мотивов. Поэтому восприятие общественно активных людей зависит от того, насколько убедительно представлены общественному мнению их мотивация и позитивные результаты деятельности.
Благодарность. Исследование выполнено при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ «Высшая школа экономики».
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.