Репрезентация практик потребления алкоголя в виртуальных социальных сетях

  • Юлия Юрьевна Белова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-2866-328X
  • Ирина Михайловна Фадеева Научный центр социально-экономического мониторинга; Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва https://orcid.org/0000-0002-4501-5770
Ключевые слова: алкоголь, пьянство, алкоголизм, виртуальные социальные сети, репрезентация, интернет-коммуникация, смыслы

Аннотация

Виртуальные социальные сети мгновенно реагируют на происходящие в обществе процессы, в них отражаются актуальные практики поведения людей, в том числе по отношению к употреблению алкоголя. Обсуждение процесса алкоголепотребления в социальных сетях характеризуется экспрессивной коммуникацией, особенно в комментариях интернет-пользователей.

Цель исследования состоит в выявлении смысловой структуры репрезентации повседневного потребления алкоголя в дискурсе виртуальных социальных сетей. С помощью качественного анализа комментариев пользователей социальных сетей определены ведущие смысловые модели репрезентации, отражающие доминирующие практики повседневного потребления алкоголя. В ходе исследования проанализировано 10195 комментариев, опубликованных 9 000 российскими пользователями популярных социальных сетей: «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Google+, Instagram, — за период с 16 марта по 16 апреля 2018 г. Для отбора комментариев использовалась информационно-аналитическая система «Медиалогия».

По результатам исследования сделан вывод о наличии множественности смысловых моделей репрезентации повседневного потребления алкоголя, отраженных в пространстве социальных сетей. Они позволили выделить основные алкогольные дискурс-практики и социокультурные черты потребления алкоголя, маркеры его общественной нормативности.

Исследование показало, что обсуждение потребления алкоголя в социальных сетях репрезентирует следующие социокультурные смыслы: социальная нормативность, доступность, обыденность, стереотипизированность, стандартизация, сакральность, социокультурная укорененность. Многообразие проалкогольного контента в социальных сетях свидетельствует о высокой значимости этого феномена в социальном пространстве и представлениях людей, указывает на наличие социокультурных характеристик современной интернет-коммуникации, в рамках которой формируются свой метаязык и соответствующие смыслы, требующие изучения на междисциплинарном уровне.

Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых-кандидатов наук (проект МК-6274.2018.6).

Авторы признательны руководителю отдела маркетинга компании «Медиалогия» М. Мачерет за важные консультации и комментарии по методике работы с сервисом.

Биографии авторов

Юлия Юрьевна Белова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

    • кандидат социологических наук, научный сотрудник, лаборатория экономико-социологических исследований
Ирина Михайловна Фадеева, Научный центр социально-экономического мониторинга; Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
  • Научный центр социально-экономического мониторинга, Саранск, Россия
    • доктор социологических наук, директор
  • Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Саранск, Россия
    • профессор кафедры социологии
Опубликован
2019-04-29
Выпуск
Раздел
Социология интернета