В статье представлен социологический анализ особенностей развития ценностей гражданственности и патриотизма. Вторичный анализ результатов общероссийских социологических исследований выявляет существенное изменение ценностно-нормативной составляющей национальной культуры, снижение ценностей патриотизма, солидарности, вовлеченности, утрату духовно-нравственных основ. Изучение гражданственности в ракурсе социальной консолидации позволяет лучше понять проблемы, возникающие на пути формирования общенациональной солидарности и реализации социокультурной модернизации в России.Эмпирической базой статьи стало исследование Патриотизм в среде студенческой молодежи (2013 г., n=326), проведенное среди русских и туркменских студентов Пензенского государственного университета. Авторы делают вывод, что патриотические ориентации юношей и девушек носят преимущественно декларативный характер. Хотя студенты самоидентифицируют себя как патриоты, патриотические поведенческие стратегии у них практически отсутствуют. Туркменским студентам в большей мере присуща патриотическая амоидентификация, при этом в структуре патриотического комплекса туркменских и русских студентов наблюдаются расхождения. Среди студентов доминирует формально-нормативный подход к гражданству, основанный на правовой и территориальной связи, наличии гражданских прав. Наблюдается негативная тенденция к снижению уровня патриотизма и гражданской ответственности. Сложившаяся ситуация рассогласованности между декларируемыми принципами и поведенческими патриотическими установками приводит к снижению социальной консолидированности российского общества.