Конфликты вокруг культурных объектов: подходы к исследованию и их проблематизация (на примере граффити)
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2015.6.11Ключевые слова:
граффити, дискурс, Дуглас, культурный конфликт, нечистое, социология искусства, эстетикаАннотация
В российском культурном контексте мы все чаще сталкиваемся с ситуациями, когда те или иные объекты материальной культуры и искусства становятся поводом не только для разногласий внутри узкого круга экспертов, но и для столкновения различных социальных и политических групп, публичных скандалов, судебных разбирательств, протестов и т. п. Представляется необходимым развитие теоретического инструментария, позволяющего анализировать ситуации и объекты, провоцирующие их возникновение. В данной статье рассматриваются теоретические ресурсы, предлагаемые социальными науками для анализа культурного объекта, постоянно, на протяжении долго времени вызывающего противоречивые реакции и публичные дебаты в разных странах мира, включая Россию, — граффити. Мы выделяем две основные объяснительные модели: конструктивистскую и структуралистскую, демонстрируем, что объяснительный потенциал обеих моделей ограничен и что, хотя — ввиду этих ограничений — они часто используются как взаимодополняющие, их базовые предпосылки противоречат друг другу. В завершение статьи предложено альтернативное направление исследований, цель которого — реконструировать локальную конфигурацию отношений (между отдельными агентами, между агентами и пространством, меж¬ду агентами и культурными объектами в пространстве и т. д.).Загрузки
Опубликован
2015-12-31
Как цитировать
КОБЫЩА, В. В. (2015). Конфликты вокруг культурных объектов: подходы к исследованию и их проблематизация (на примере граффити). Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (6), 170. https://doi.org/10.14515/monitoring.2015.6.11
Выпуск
Раздел
Обзор научной литературы