Социальные эффекты онлайн-сообществ: нетнография YouTube-сообщества вышивальщиц
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.5.913Ключевые слова:
социальные эффекты, онлайн-сообщество, нетнография, групповая идентичность, рыночные агенты, переговорная сила, YouTube, рукоделиеАннотация
В исследовании раскрываются особенности возникновения и существования сообществ людей в онлайн-пространстве. На примере YouTube-сообщества вышивальщиц проведен анализ причин долговременного стабильного существования современных онлайн-сообществ, для чего выявлена организационная структура сообщества, проведена типология его участников, проанализированы их взаимодействия, описаны условия объединения, а также результаты деятельности сообщества — его социальные эффекты. Эмпирическая база исследования представлена 8 глубинными полуструктурированными интервью и нетнографией 47 видеороликов участников сообщества.
Результаты исследования демонстрируют, что возникающие в процессе жизнедеятельности сообщества социальные эффекты могут быть как непосредственными, так и непреднамеренными. В качестве ожидаемых эффектов при вступлении в сообщество его участники получают психологический комфорт и принадлежность к сообществу, групповую солидарность и признание единомышленников, возможности саморазвития и профессиональной специализации. В то же время сообщество в ходе групповой динамики производит легитимацию потребления и внешний арбитраж за действиями участников, а также наращивает переговорную силу в рыночном взаимодействии. Изученное сообщество — пример добровольного объединения людей, самоорганизации на принципах утилитарной рациональности и индивидуализированной полезности для участников. Внутренне мотивированные потребности индивидов обусловливают существование онлайн-сообщества, которое сплачивает людей на длительное время.
Результаты исследования будут полезны ученым, изучающим структуру и механизмы функционирования онлайн-сообществ. Практическая польза исследования предполагает предоставление научного фундамента для людей и бизнесменов, взаимодействующих с онлайн-сообществами на экономических началах либо планирующих создавать стабильные онлайн-сообщества и управлять ими.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены ISSN 2219-5467
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.