Неравенство успехов и притязаний девятиклассников: уровень локальных образовательных систем
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.2.790Ключевые слова:
социальное неравенство, локальный контекст, образовательные притязанияАннотация
В статье поставлена цель сфокусировать внимание на возможностях, которые дает изучение социального неравенства на уровне отдельных локальностей. Проведено сравнение особенностей неравенства успехов и притязаний на трех территориях разного типа: сельского района, малого города и мегаполиса. Эмпирическую базу исследования составили данные опросов Научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» (НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург) общим объемом в 8965 учеников 9-х классов.
С помощью линейного и логистического регрессионного моделирования протестированы следующие предикторы: пол школьника, уровень образования его матери, социально-экономический статус и культурный капитал родителей, статус школы. В случае моделей с зависимой переменной в виде образовательных притязаний протестирована также успеваемость. Полученные результаты сопоставлены при помощи расчета предельных эффектов.
Результаты продемонстрировали, что в каждой из локальностей складывается свой особенный характер социального воспроизводства. Большие репрезентативные выборки показывают нам лишь возможную общую логику, тогда как сплошные выборки на отдельных территориях позволяют более точно замерить эффекты. Знание локального контекста в этих кейсах дает возможность объяснить полученные результаты.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2019 Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены ISSN 2219-5467
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.