Международные оценки перспектив технологии блокчейн и смарт-контрактов в научно-образовательной среде: возможности и ограничения

Ключевые слова: блокчейн, смарт-контракты, наука, исследование науки и технологий

Аннотация

В статье рассматриваются возможности и перспективы использования технологии блокчейн и смарт-контрактов в науке и образовании. Тема вызывает споры среди специалистов: одни убеждают в эффективности предлагаемых решений, тогда как другие указывают на отрицательные последствия и препятствия к введению новой технологии. Авторы анализируют предварительные экспертные точки зрения на варианты использования блокчейна и смарт-контрактов в научно-образовательной деятельности. Исследование основано на материалах экспертных интервью со специалистами из Австрии, Великобритании, Ирландии, Нидерландов и США, имеющими опыт в сфере применения указанных технологий к научным, образовательным и социальным проектам. В заключении обсуждаются возможные барьеры на пути внедрения блокчейна и смарт-контрактов в России.

Благодарность. Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта «Сетевые договоры (смарт-контракты) как способ регулирования и организации научной деятельности» (№ 18-29-16184). Авторы выражают благодарность Лилии Земнуховой и Николаю Руденко (ЕУСПб) за участие в сборе эмпирических данных, на которых основана статья.

Биографии авторов

Ольга Викторовна Бычкова, Европейский Университет в Санкт-Петербурге
  • Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург, Россия
    • PhD (Public Policy), кандидат социологических наук, руководитель Центра исследований науки и технологий
Ирина Константиновна Евсеева, Европейский университет в Санкт-Петербурге
  • Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург, Россия
    • младший научный сотрудник Центра исследований науки и технологий
Роман Вячеславович Малюшкин, Европейский Университет в Санкт-Петербурге
  • Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург, Россия
    • младший научный сотрудник Центра исследований науки и технологий
Опубликован
2019-07-01
Выпуск
Раздел
Социология образования