Государственные информационные контракты и их значение для медиарынков российских регионов

Ключевые слова: масс-медиа, регионы России, медиасистема, постсоветский период, государственные контракты, региональные диспропорции, государственная поддержка средств массовой информации

Аннотация

Исследуется феномен государственных информационных контрактов в структуре регионального медиарынка России. Выявлены экономические и политические предпосылки появления и распространения государственных информационных контрактов. В теоретической части статьи анализируется специфика контрактации как формы взаимодействия между государством и региональными масс‑ медиа в России. Медиарынок, существующий в соответствии с коммерческой логикой, требует вмешательства государства для устранения «провала», связанного с неравномерной представленностью тематик в информационном поле. Через контрактацию государство поддерживает освещение нерейтинговых, но общественно значимых тем. На примере четырех регионов проведен количественный анализ государственных информационных контрактов, показано распределение контрактов по стоимости, типу заказчиков и исполнителей медиа и тематике. Сделан вывод, что госконтракты не являются эффективной формой нивелирования негативных внешних эффектов и провала рынка медиа, связанного с неравномерным освещением тематик. Призванные сгладить этот дисбаланс госконтракты, в реальности являются средством распространения информации о региональных и муниципальных властях. Также, в исследуемых регионах отмечаются признаки неконкурентного распределения заказов, что может свидетельствовать о коррупционных сговорах.
Опубликован
2016-12-31
Раздел
Медиасоциология
Аффилиации Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»