Статья посвящена истории возникновения и развития социологических служб крупнейших телерадиокомпаний России, начиная с 1990-х по 2000-е годы. Измерение аудитории, в обозримом прошлом именовавшееся исследованием общественного мнения, всегда служило важным источником информации для оценки как работы сотрудников редакции, так и настроений аудитории. Социологические службы, работавшие на крупных телеканалах в 1990-е годы, имели весомую позицию в структуре компании. Цель представленного автором исследования заключается в заполнении пробелов в истории развития социологических служб. Материал имеет биографическую ценность. Многие сведения, которые удалось собрать в ходе интервью с руководителем центра социологических исследований ГТРК «Петербург», ранее не были опубликованы. Благодаря им можно воссоздать многие факты в истории появления и развития измерительных методов в России. В частности, подробно освещается работа социологической службы «Пятого канала». Автор также рассматривает основные исторические вехи развития медиа-измерений в России.