Как измерить инвестиции в благополучие будущего: методы сбора данных о детских бюджетах времени

Авторы

  • Наталья Сергеевна Михайлова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0009-0009-6571-1966

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2025.4.2905

Ключевые слова:

бюджеты времени, использование времени, дети, дневниковый метод, количественные методы сбора данных, качественные методы сбора данных

Аннотация

В статье представлен обзор методов сбора данных о детских бюджетах времени как показателе повседневности, качества жизни и благополучия детей. В российских социальных науках пока не существует стандартной методики оценки детских бюджетов времени. Цель этой статьи заключается в обзоре и систематизации методов сбора данных о детских бюджетах времени для конкретных исследовательских задач, обсуждении их достоинств и недостатков для выработки рекомендаций по сбору данных о бюджетах времени российских детей.

Среди количественных методов сбора данных обсуждаются стандартный дневник, облегченный дневник и прямые вопросы об использовании времени детьми. Делается вывод о необходимости учета «голоса ребенка» для повышения качества жизни детского населения. Также в статье обсуждается ряд качественных методов сбора данных о детских бюджетах времени: наблюдение, проективные методики, глубинные и групповые интервью, фокус-групповые дискуссии, применение GPS-технологий и акселерометра.

Автор приходит к выводу, что наиболее точные данные возможно получить с помощью наблюдения, однако этот метод трудно реализуем на больших выборках, а также отличается высокой ресурсозатратностью. Хотя выбор метода сбора данных в большей степени зависит от исследовательской задачи, для национальных обследований предпочтительнее использовать дневниковые методы.

В заключении статьи приводится ряд рекомендаций для изучения суточного фонда времени детей разных возрастов. Представленные результаты аналитического обзора представляют интерес для исследователей общественного мнения, а также способствуют развитию государственной статистики и достижению национальных целей Российской Федерации.

Благодарность. Статья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).

Биография автора

Наталья Сергеевна Михайлова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • эксперт, Центр исследований благополучия и бюджетов времени населения Института социальной политики

Библиографические ссылки

Авдеева А. В. «Вовлеченное отцовство» в современной России: стратегии участия в уходе за детьми // Социологические исследования. 2012. № 11. С. 95—104.

Avdeeva A. V. (2012) “Involved fatherhood” in Modern Russia: Strategies for Participating in Child Care. Sociological Studies. No. 11. P. 95—104. (In Russ.)

Антонов А. И., Карпова В. М., Ляликова С. В. Времени в обрез: сколько времени россияне уделяют заботе о собственных детях? // Народонаселение. 2024. Т. 27. № 3. С. 137—152.

Antonov A. I., Karpov V. M., Lyalikova S. V. (2024) Pressed for time: How Much Time Do Russians Spend Caring for Their Children? // Population. Vol. 27. No. 3. P. 137—152. (In Russ.)

Бабелло А. В. Бюджет времени советского и российского студенчества: сопоставительный социологический анализ // Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. № 1. С. 3—8.

Babello A.V. (2015) Time Budget of Soviet and Russian Students: a Comparative Case Analysis. Aspirant. Appendix to the journal Bulletin of Zabaikalsky State University. No. 1. P. 3—8. (In Russ.)

Бессокирная Г. П. Социальное самочувствие рабочих // Социологические исследования. 2008. № 3. С. 34—37.

Bessokirnaya G. P. (2008) Social Well-Being of Workers. Sociological Studies. No. 3. P. 34—37. (In Russ.)

Боженко Л. Ф. Досуг школьников // Социологические исследования. 1990. № 1. С. 87.

Bozhenko L. F. (1990). Leisure Time for Schoolchildren // Sociological Studies. No. 1. P. 87. (In Russ.)

Бухгольц Н. А. Бюджет времени подростка // Бюджет времени школьника: сборник статей / под ред. М. С. Бернштейна, Н. А. Рыбникова. 1927.

Buchholz N. A. (1927) The Budget of a Teenager's Time. In: Bernstein M. S., Rybnikova N. A. (eds.) The Budget of a Schoolboy's Time: A Collection of Articles. (In Russ.)

Бюджет времени городского населения / под ред. Б. Т. Колпакова, В. Д. Патрушева. Ин-т экономики и организации пром. производства. Сиб. отделение АН СССР. ЦСУ при Совете Министров РСФСР. М.: Статистика, 1971.

Kolpakov B. T., Patrushev V. D. (1971) The Time Budget of the Urban Population. Moscow: Statistics. (In Russ.)

Бюджет времени как метод измерения уровня жизни населения / общ. ред. и сост. В. Д. Патрушева, Л. С. Коровина. Москва, 1969.

Patrushev V. D., Korovin L. S. (1969) Time Budget as a Method of Measuring the Standard of Living of the Population. Moscow.

Ваньке А. В., Полухина Е. В., Стрельникова А. В. Как собрать данные в полевом качественном исследовании / общ. ред. Е. В. Полухина. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020.

Vanke A. V., Polukhina E. V., Strelnikova A. V. (2020) How to Collect Data in Qualitative Field Research. Moscow: HSE Publishing House. (In Russ.)

Вирабова А. Р., Кучма В. Р. Физиолого-гигиеническая оценка личностно-ориентированного обучения детей // Гигиена и санитария. 2006. № 1. С. 76—77.

Virabova A. R., Kuchma V. R. (2006) Physiological and Hygienic Assessment of Personality-Oriented Education of Children. Hygiene and Sanitation. No. 1. P. 76—77. (In Russ.)

Волкова Т. С. Бюджеты времени провинциальной учащейся молодежи (20–30 гг. XX В.) // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 323—326. https://cyberleninka.ru/article/n/byudzhety-vremeni-provintsialnoy-uchascheysya-molodezhi-20-30-gg-xx-v.

Volkova T. S. (2013) Time Budgets of the Provincial Students in the 1920-1930s. Historical Studies. No. 11. P. 323—326. (in Russ.)

Время города и условия его использования: Сборник науч. тр. / науч. ред. В. А. Артемов. Новосибирск, 1976.

Artyomov V. A. (eds.) (1976) The Time of the City and the Conditions of its Use: Collection of Scientific Papers. Novosibirsk. (In Russ.)

Гришаева Н. П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольников // Начальная школа плюс до и после. 2001. № 8. С. 75—76.

Grishaeva N. P. (2001) Socio-Psychological Aspects of the Influence of Television on Preschoolers. Elementary School Plus Before and After. No. 8. P. 75—76. (In Russ.)

Гудина Т. В. Досуговое творчество детей-инвалидов // Вестник Костромского государственного университета. 2010. Т. 16. № 1. С. 241—245.

Gudina T. V. (2010) Leisure Activities of Disabled Children. Bulletin of Kostroma State University. Vol. 16. No. 1. P. 241—245. (In Russ.)

Зборовский Г. Е. Избранное: 1972–2022. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2023.

Zborovsky G. E. (2023) Selected Works: 1972-2022. Yekaterinburg: University of the Humanities. (In Russ.)

Звонова Е. В. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста // Вестник Российского нового университета. 2011. № 1. С. 113—118. https://vestnik-rosnou.ru/2011/113.

Zvonova E.V. (2011) Formation of Ideas About Time of Preschool Children. Vestnik of the Russian New University. No. 1. P. 113—118. (In Russ.) https://vestnik-rosnou.ru/2011/113.

Кагермазова Л. Ц. Возрастная психология (Психология развития). М.: Гардарики, 2008.

Kagermazova L. C. (2008) Age Psychology (Psychology of Development). Moscow: Gardariki. (In Russ.)

Каким быть плану: дискуссии 20-х годов: Статьи и современный комментарий / под общ. ред. и сост. Корицкого Э. Б., Струмилина С. Г. Ленинград: Лениздат, 1989.

Koritsky E. B., Strumilin S. G. (1989) What Should the Plan Be: Discussions of the 20s: Articles and Modern Commentary. Leningrad: Lenizdat.

Караханова Т. М., Бессокирная Г. П. Повседневное использование времени и жизненные ценности рабочих в годы реформ // Россия реформирующаяся. 2008. № 7. С. 196—213.

Karakhanova T. M., Bessokirnaya G. P. (2008) The Daily Use of Time and the Vital Values of Workers During the Reform Years. Rossiya Reformiruyushchayasya. No. 7. P. 196—213. (In Russ.)

Караханова Т. М., Большакова О. А. Бюджет времени рабочих как отражение их реального поведения в повседневной жизни (1965–2014 гг.) // Вестник Института социологии. 2016. № 3. С. 70—96. https://doi.org/10.19181/vis.2016.18.3.413.

Karakhanova T.M., Bolshakova O.A. (2016) Laborers Time Budget as a Reflection of Their Actual Behavior in Everyday Life. Vestnik Instituta Sotziologii. No. 3. P. 70—96. (In Russ.) https://doi.org/10.19181/vis.2016.18.3.413.

Кондаурова И. К., Кулибаба О. М. Профессионально-методическая подготовка учителя математики к обучению детей с особыми образовательными потребностями // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 3. С. 32—33.

Kondaurova I. K., Kulibaba O. M. (2008) Professional and Methodological Training of a Mathematics Teacher for Teaching Children with Special Educational Needs. Professional Education. Capital. No. 3. P. 32—33. (In Russ.)

Косарецкий С. Г., Куприянов Б. В., Филиппова Д. С. Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 168—188. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-1-168-190.

Kosaretsky S.G., Kupriyanov B.V., Filippova D.S. (2016) Specific Features of Children Involvement in Supplementary Education Developing on Cultural, Educational and Financial Status of Families and Place of Living. Educational Studies. No 1. P. 168—188. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-1-168-190.

Куприянов Б. В. Детские досуговые занятия двух поколений россиян (по результатам социологических исследований) // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 156—160. https://doi.org/10.31857/S013216250003921-0.

Kupriyanov B.V. (2015) Children’s Leisure Activities. Two Generations of Russians According to the Results of Sociological Survey. Sociological Studies. No. 11. P. 156—160. (In Russ.) https://doi.org/10.31857/S013216250003921-0.

Калабихина И. Е., Шамсутдинова В. Ш. Дважды бедные: кто испытывает дефицит времени и денег // Журнал исследований социальной политики. 2023. Т. 21. № 4. С. 629—646. https://doi.org/10.17323/727-0634-2023-21-4-629-646.

Kalabikhina I., Shamsutdinova V. (2023) Twice Poor: Those Who Lack Both Time and Money. The Journal of Social Policy Studies. Vol. 21. No. 4. P. 629—646. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/727-0634-2023-21-4-629-646.

Калабихина И. Е., Шайкенова Ж. К. Затраты времени на домашнюю работу: детерминанты гендерного неравенства // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 3. С. 261—285. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.3.15.

Kalabikhina I. Ye., Shaikenova Z. K. (2019) Time Spent on Household Work: The Determinants of Gender Inequality. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 3. P. 261—285. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.3.15. (In Russ.)

Карева Д. Е., Стужук Д. А. Исключает ли родственный уход трудовую деятельность доноров? // Демографическое обозрение. 2025. Т. 12. № 1. С. 104—125. https://doi.org/10.17323/demreview.v12i1.26581.

Kareva D. Ye., Stuzhuk D.A. (2025) Does Family Care Rule out Hired Caregivers? Demographic Review. Vol. 12. No. 1. P. 104—125. https://doi.org/10.17323/demreview.v12i1.26581. (In Russ.)

Миннибаев Т. Ш., Тимошенко К. Т., Гончарова Г. А. Бюджет времени, успеваемость и адаптация учащихся профильных классов «школа — вуз» // Гигиена и санитария. 2012. № 2. С. 67—69.

Minnibayev T. Sh., Timoshenko K.T., Goncharova G.A. (2012) Time Budget, Progress, and Adaptation in School—University Profile Class Pupils. Hygiene and Sanitation. No. 2. P. 67—69. (In Russ.)

Миронов Б. Н. Бюджет времени российского православного крестьянства во второй половине XIX — начале ХХ в. // Этнографическое обозрение. 2016. № 5. С. 116—127.

Mironov B. N. (2016) The Time Budget of Russian Orthodox Christian Peasants in the Second Half of the 19th — Early 20th Centuries. Etnograficheskoe obozrenie. No. 5. P. 116—127. (In Russ.)

Один день российского школьника. Что он делает до школы, в школе и после уроков? / под науч. ред. Н. В. Княгининой. М.: НИУ ВШЭ, 2024. https://publications.hse.ru/books/932918118.

Knyaginina N. V. (ed.) (2024) One Day of a Russian Schoolboy. What Does He Do Before School, at School and After School? Moscow: HSE. (In Russ.) https://publications.hse.ru/books/932918118.

Резервы рабочего времени в промышленности Сибири / под ред. Пруденского Г. А. Изд-во СО АН СССР, 1961.

Prudensky G. A. (ed.) (1961) Reserves of Working Time in the Siberian Industry. Publishing House of the Siberian Branch of the USSR Academy of Sciences.

Рожков А. Ю. Частное и общественное в бюджетах времени школьников в 1920-е гг. // Частное и общественное в повседневной жизни населения России: история и современность. Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2018. С. 184—190.

Rozhkov A. Y. (2018) Private and Public in School Children's Time Budgets in the 1920s. In: Private and Public in Daily Life of the Population of Russia: History and Modernity. Proceedings of the international scientific conference. Saint Petersburg. P. 184—190. (In Russ.)

Рябчикова А. Бюджет времени российских школьников, или как инвестируют родители в человеческий капитал детей // Народное образование. 2015. № 7. С. 201—206.

Ryabchikova A. (2015) The Time Budget of Russian Schoolchildren, or How Parents Invest in Children's Human Capital. Public Education. No. 7. P. 201—206. (In Russ.)

Струмилин С. Г. Бюджет времени русского рабочего и крестьянина в 1922-1923 гг. // Ленинград: Вопросы труда. 1924.

Strumilin S. G. (1924) The Budget of the Time of the Russian Worker and Peasant in 1922-1923. Leningrad: Questions of Labor. (In Russ.)

Чаянов А. В. Бюджеты крестьян Старобельского уезда. Харьков: Печатня С. П. Яковлева. 1915.

Chayanov A.V. (1915) Budgets of Peasants of Starobilsk District. Kharkov: Printing House of S. P. Yakovlev. (In Russ.)

Asanov I., Flores F., McKenzie D., Mensmann M., Schulte M. (2021) Remote-Learning, Time-Use, and Mental Health of Ecuadorian High-School Students During the COVID-19 Quarantine. World Development. Vol. 138. Art. 105225. https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2020.105225.

Bevans G. E. (1913) How Workingmen Spend Their Time. New York, NY: Columbia University Press.

Borga L. G. (2019) Children’s Own Time Use and Its Effect on Skill Formation. The Journal of Development Studies. Vol. 55. No. 5. P. 876—893. https://doi.org/10.1080/00220388.2018.1499893.

Borgers N., De Leeuw E., Hox J. (2000) Children as Respondents in Survey Research: Cognitive Development and Response Quality 1. Bulletin of Sociological Methodology / Bulletin de méthodologie sociologique. Vol. 66. No. 1. P. 60—75. https://doi.org/10.1177/075910630006600106.

Brockman R., Jago R., Fox K. R. (2011) Children's Active Play: Self-Reported Motivators, Barriers and Facilitators. BMC Public Health. Vol. 11. No. 1. P. 461. https://doi.org/10.1186/1471-2458-11-461.

Calderwood L., Smith K., Gilbert E., Rainsberry M., Knibbs S., Burston K. (2015) Securing Participation and Getting Accurate Answers from Teenage Children in Surveys: Lessons from the UK Millennium Cohort Study. Social Research Practice. Vol. 1. No. 1. P. 27—32. https://openaccess.city.ac.uk/id/eprint/25210/1/social-research-practice-journal-issue-01-winter-2015.pdf#page=30.

Chen H. Y., Yarnal C., Hustad J. T., Sims, D. (2016) Take a Selfie of Life: A Qualitative Exploration of College Students’ Self-Reflections on Free Time Use and Personal Values. Journal of College and Character. Vol. 17. No. 2. P.101—115. https://doi.org/10.1080/2194587x.2016.1159226.

Droit-Volet S., Meck W. H., Penney T. B. (2007) Sensory Modality and Time Perception in Children and Adults. Behavioural Processes. Vol. 74. No. 2. P. 244—250. https://doi.org/10.1016/j.beproc.2006.09.012.

Fiates G. M. R., Amboni R. D., Teixeira E. (2008) Television Use and Food Choices of Children: Qualitative Approach. Appetite. Vol. 50. No. 1. P. 12—18. https://doi.org/10.1016/j.appet.2007.05.002.

Ginsburg K. R., Committee on Communications, Committee on Psychosocial Aspects of Child and Family Health. (2007) The Importance of Play in Promoting Healthy Child Development and Maintaining Strong Parent-Child Bonds. Pediatrics. Vol. 119. No. 1. P. 182—191. https://doi.org/10.1542/peds.2006-2697.

Gleave J. (2009) Children's Time to Play: A Literature Review. National Children's Bureau for Play England.

Granich J., Rosenberg M., Knuiman M., Timperio A. (2010) Understanding Children's Sedentary Behaviour: A Qualitative Study of the Family Home Environment. Health Education Research. Vol. 25. No. 2. P. 199-210. https://doi.org/10.1093/her/cyn025.

Harms T., Gershuny J., Doherty A., Thomas E., Milton K., Foster C. (2019) A Validation Study of the Eurostat Harmonised European Time Use Study (HETUS) Diary Using Wearable Technology. BMC Public Health. Vol. 19. No. Suppl 2. P. 455. https://doi.org/10.1186/s12889-019-6761-x.

International Labour Organization, United Nations Development Programme. (2018) Time Use Surveys and Statistics in Asia and Pacific: A Review of Challenges and Future Directions.

Howe C. A., Clevenger K. A., Plow B., Porter S., Sinha G. (2018) Using Video Direct Observation to Assess Children’s Physical Activity During Recess. Pediatric Exercise Science. Vol. 30. No. 4. P. 516—523. https://doi.org/10.1123/pes.2017-0203.

Huebner A. J., Mancini J. A. (2003) Shaping Structured Out-Of-School Time Use Among Youth: The Effects of Self, Family, and Friend Systems. Journal of Youth and Adolescence. Vol. 32. P. 453—463. https://doi.org/10.1023/A:1025990419215.

Lenske G., Helmke A. (2015) Child Respondents — Do They Really Answer What Scientific Questionnaires Ask For? In: Schnotz W., Kauertz A., Ludwig H., Müller A., Pretsch J. (eds.) Multidisciplinary Research on Teaching and Learning. Palgrave Macmillan. London. https://doi.org/10.1057/9781137467744_8.

Mäntylä T., Carelli M. G., Forman H. (2007) Time Monitoring and Executive Functioning in Children and Adults. Journal of Experimental Child Psychology. Vol. 96. No. 1. P. 1—19. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2006.08.003.

Miller E., Kuhaneck H. (2008) Children’s Perceptions of Play Experiences and Play Preferences: A Qualitative Study. The American Journal of Occupational Therapy. Vol. 62. No. 4. P. 407—415. https://doi.org/10.5014/ajot.62.4.407.

Minkoff Y., Riley J. (2011) Perspectives of Time-Use: Exploring the Use of Drawings, Interviews and Rating-Scales with Children Aged 6-7 Years. Journal of Occupational Science. Vol. 18. No. 4. P. 306—321. http://dx.doi.org/10.1080/14427591.2011.586323.

Navarro R., Lee S. H., Jiménez A., Cañamares C. (2019) Cross-Cultural Children’s Subjective Perceptions of Well-Being: Insights from Focus Group Discussions with Children Aged Under 9 Years in Spain, South Korea and Mexico. Child Indicators Research. Vol. 12. No. 1. P. 115—140. https://doi.org/10.1007/s12187-017-9502-7.

Nickols S. Y., Ayieko M. (1996) Spot Observation: Advantages and Disadvantages for household Time Use Research. Journal of Family and Economic Issues. Vol. 17. P. 281—295. https://doi.org/10.1007/bf02265021.

Nijhof S. L., Vinkers C. H., van Geelen S. M., Duijff S. N., Achterberg E. M., Van Der Net J., ... Lessche H. M. (2018) Healthy Play, Better Coping: The Importance of Play for the Development of Children in Health and Disease. Neuroscience & Biobehavioral Reviews. Vol. 95. P. 421—429. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2018.09.024.

Osgood D. W., Lee H. (1993) Leisure Activities, Age, and Adult Roles across the Lifespan. Loisir et Société/Society and Leisure. Vol. 16. No. 1. P. 181—207. http://dx.doi.org/10.1080/07053436.1993.10715448.

Parrish A. M., Yeatman H., Iverson D., Russell K. (2012) Using Interviews and Peer Pairs to Better Understand How School Environments Affect Young Children’s Playground Physical Activity Levels: A Qualitative Study. Health education research. Vol. 27. No. 2. P. 269—280. https://doi.org/10.1093/her/cyr049.

Pawlowski C. S., Andersen H. B., Troelsen J., Schipperijn J. (2016) Children’s Physical Activity Behavior During School Recess: A Pilot Study Using GPS, Accelerometer, Participant Observation, and Go-Along Interview. PloS one. Vol. 11. No. 2. Art. e0148786. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0148786.

Robinson W. P. (1986) Children’s Understanding of the Distinction Between Messages and Meanings: Emergence and Implications. In: Children of Social Worlds. P. 213—232.

Runacres A., Mackintosh K. A., Knight R. L., Sheeran L., Thatcher R., Shelley J., McNarry M. A. (2021) Impact of the COVID-19 Pandemic on Sedentary Time and Behaviour in Children and Adults: A Systematic Review and Meta-Analysis. International Journal of Environmental Research and Public Health. Vol. 18. No. 21. Art. 11286. https://doi.org/10.3390/ijerph182111286.

Scott J. (2008) Children as Respondents: The Challenge for Quantitative Methods. In: Research with Children. Routledge. P. 103—124.

Sebire S. J., Jago R., Gorely T., Cillero I. H., Biddle S. J. (2011) “If There Wasn't the Technology Then I Would Probably Be Out Everyday”: A Qualitative Study of Children's Strategies to Reduce Their Screen Viewing. Preventive medicine. Vol. 53. No. 4-5. P. 303—308. https://doi.org/10.1016/j.ypmed.2011.08.019.

Sullivan O., Gershuny J., Sevilla A., Walthery P., Vega-Rapun M. (2020) Time Use Diary Design for Our Times — An Overview, Presenting a Click-and-Drag Diary Instrument (CaDDI) for Online Application. Journal of Time Use Research. https://doi.org/10.32797/jtur-2020-1.

Tomasello M. (2000) Do Young Children Have Adult Syntactic Competence? Cognition. Vol. 74. No. 3. P. 209—253. https://doi.org/10.1016/s0010-0277(99)00069-4.

Torppa M., Niemi P., Vasalampi K., Lerkkanen M. K., Tolvanen A., Poikkeus A. M. (2020) Leisure Reading (But Not Any Kind) and Reading Comprehension Support Each Other—A Longitudinal Study Across Grades 1 and 9. Child Development. Vol. 91. No. 3. P. 876—900. https://doi.org/10.1111/cdev.13241.

Vujčić M. T., Brajša-Žganec A., Franc R. (2019) Children and Young Peoples’ Views on Well-Being: A Qualitative Study. Child Indicators Research. Vol. 12. No. 3. P. 791—819. https://doi.org/10.1007/s12187-018-9559-y.

Whitebread D., Basilio M., Kuvalja M., Verma M. (2012) The Importance of Play. Brussels: Toy Industries of Europe.

Загрузки

Опубликован

2025-09-11

Как цитировать

Михайлова, Н. С. (2025). Как измерить инвестиции в благополучие будущего: методы сбора данных о детских бюджетах времени. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (4), 264–287. https://doi.org/10.14515/monitoring.2025.4.2905

Выпуск

Раздел

Теория, методология и методы