Глазами интервьюера, глазами респондента: контуры нового подхода к оценке когнитивной нагрузки при проведении опроса

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2017.5.01

Ключевые слова:

когнитивная нагрузка при проведении опроса, субъективные методы измерения когнитивной нагрузки, объективные методы измерения когнитивной нагрузки, измерения динамики величины зрачка, шкала Пааса, качество данных в интервью

Аннотация

Представление о том, что инструментарий исследования, опосредующий коммуникацию между интервьюером и респондентом, влияет на качество получаемой в процессе проведения интервью информации, давно стало общепринятым в социологической методологии, однако среди множества методов оценки качества опросного инструментария и выявления связанных с ним источников ошибки измерения в опросных данных пока отсутствуют методы количественной оценки когнитивной нагрузки на интервьюера и респондента, возникающей непосредственно в процессе проведения опроса. В случае опросов в формате личного интервью физические и, в значительно большей степени, умственные усилия на производство опросной информации затрачивают и интервьюер, и респондент. В ситуации, когда анкета заполняется интервьюером, именно последний должен распределять ограниченные индивидуальные ресурсы внимания, памяти, зрительного и моторного контроля, активного слушания и интерпретации таким образом, чтобы минимизировать ошибки в понимании вопроса на стороне респондента и ошибки фиксации ответа на своей стороне, что требует от интервьюера немалых метакогнитивных и саморегуляторных навыков. Решение множественных параллельных задач в процессе интервьюирования, включая поддержание коммуникации с респондентом, контроль над собственными действиями по заполнению вопросника и над работой техники, фиксацию возможных нарушений хода интервью и т. п., может приводить к исчерпанию доступных когнитивных ресурсов и когнитивной перегрузке интервьюера, что, в конечном счете, ведет к снижению качества данных. Однако до сих пор внимание социологов к когнитивной нагрузке при проведении интервью было минимальным. В статье представлены результаты аналитического обзора традиционных и новых подходов к измерению когнитивной нагрузки, используемых в таких дисциплинарных областях, как когнитивная наука, эргономика, исследования процессов обучения и решения задач и др. Мы обосновываем возможность их применения для количественной оценки и оптимизации когнитивной нагрузки интервьюера (и, в перспективе, респондента), возникающей в процессе проведения интервью, а также обозначаем контуры и ближайшие перспективы исследовательской программы по разработке интегрального методологического подхода к использованию множественных индикаторов когнитивной нагрузки (как основанных на ретроспективном самоотчете, так и физиологических и поведенческих) в опросах различных типов.

Загрузки

Опубликован

2017-11-10

Как цитировать

DEVIATKO, I. F., & LEBEDEV, D. V. (2017). Глазами интервьюера, глазами респондента: контуры нового подхода к оценке когнитивной нагрузки при проведении опроса. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (5), 1. https://doi.org/10.14515/monitoring.2017.5.01

Выпуск

Раздел

Методы и методология