Социальные и территориальные детерминанты культурного потребления в России: эмпирический анализ на данных РМЭЗ НИУ ВШЭ

Авторы

  • Александра Андреевна Осаволюк Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации https://orcid.org/0000-0001-8689-5260

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2025.3.2802

Ключевые слова:

культурное потребление, культурные блага, немонетарные депривации, РМЭЗ НИУ ВШЭ, региональные неравенства

Аннотация

В работе изучаются детерминанты, связанные с частотой посещений культурных мероприятий (театров, выставок, концертов и кино) в России. Эмпирическую основу исследования составляют данные 22-й волны РМЭЗ НИУ ВШЭ (2013 г., 17,9 тыс. наблюдений). С помощью эконометрического моделирования оценивается связь социально-демографических характеристик, особенностей домохозяйства и доступности культурной инфраструктуры с посещением культурных мероприятий.

Полученные результаты доказывают существование в России социальной дифференциации в культурном потреблении. Главную роль в потреблении культурных благ играют такие факторы, как образование, финансовые возможности и доступность учреждений культуры. С частотой посещения культурных мероприятий также тесно связаны здоровье и наличие детей. При этом высокое число маленьких детей в домохозяйстве мешает потреблению культуры только с точки зрения посещения кинотеатров, а присутствие более взрослых детей в домохозяйстве повышает частоту походов в театр.

Основными барьерами для участия в культурной жизни выступают отсутствие желания, нехватка времени и ограниченная доступность учреждений. Финансовые трудности и проблемы со здоровьем также играют значительную роль, хотя их эффект несколько меньше. Анализ включенности в культурное потребление в разрезе пола показывают, что женщины чаще сталкиваются с финансовыми и медицинскими ограничениями, тогда как у мужчин преобладают мотивационные и инфраструктурные причины. Среди молодежи ключевыми факторами являются занятость и географическая удаленность, а для пожилых людей главным препятствием становится состояние здоровья. Люди с низким образовательным статусом чаще не проявляют интереса, тогда как обладатели высшего образования чаще ссылаются на дефицит свободного времени.

Благодарность. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

Биография автора

Александра Андреевна Осаволюк, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия
    • младший научный сотрудник, Центр «Институт Социального анализа и прогнозирования»

Библиографические ссылки

Капелюшников Р. И., Дёмина Н. В. Потребление культурных благ в России: масштабы, детерминанты, дифференциация // Экономическая социология. 2021. Т. 22. № 2. С. 42—80. https://doi.org/10.17323/1726-3247- 2021-2-42-80.

Kapeliushnikov R., Demina N. (2021) Consumption of Cultural Goods in Russia: Scale, Determinants, Differentiation. Journal of Economic Sociology. Vol. 22. No. 2. P. 42—80. https://doi.org/10.17323/1726-3247- 2021-2-42-80. (In Russ.)

Корсунова В. И. Культурное потребление в социологических исследованиях: обзор подходов к измерению понятия // Экономическая социология. 2019. Т. 20. № 1. С. 148—173. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2019-1-148-173.

Korsunova V. (2019) Cultural Consumption in Sociological Research: A Review of Measurement Approaches. Journal of Economic Sociology. Vol. 20. No. 1. P. 148—173. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2019-1-148-173. (In Russ.)

Рубинштейн А. Я. Театр, зритель и государство: 12 комментариев экономиста //Экономическая социология. 2019. Т. 20. № 5. С. 98—149. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2019-5-98-149.

Rubinstein A. (2019) The Theatre, the Audience and the State: Twelve Economist’s Comments. Journal of Economic Sociology. Vol. 20. No. 5. P. 98—149. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2019-5-98-149. (In Russ.)

Algieri B. (2022) Traviata, Boheme and the Others: Exploring the Drivers of Demand for Opera in Italy. Poetics. Vol. 92. Art. 101617. https://doi.org/10.1016/j.poetic.2021.101617.

Almeida C. C. R. D., Lima J. P. R., Gatto M. F. F. (2020) Expenditure on Cultural Events: Preferences or Opportunities? An Analysis of Brazilian Consumer Data. Journal of Cultural Economics, Vol. 44. No. 3. P. 451—480. https://doi.org/10.1007/s10824-019-09370-3.

Ateca-Amestoy V., Castiglione C. (2023) Live and Digital Engagement with the Visual Arts. Journal of Cultural Economics. Vol. 47. No. 4. P. 643—692. https://doi.org/10.1007/s10824-022-09466-3.

Benzecry C., Collins R. (2014) The High of Cultural Experience: Toward a Microsociology of Cultural Consumption. Sociological Theory. Vol. 32. No. 4. P. 307—326. https://doi.org/10.1177/0735275114558944.

Borgonovi F. (2004) Performing Arts Attendance: An Economic Approach. Applied Economics. Vol. 36. No. 17. P. 1871—1885. https://doi.org/10.1080/0003684042000264010.

Bourdieu P. (1984) A Social Critique of the Judgement of Taste. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Brida J. G., Dalle Nogare C., Scuderi R. (2016) Frequency of Museum Attendance: Motivation Matters. Journal of Cultural Economics. Vol. 40. P. 261—283. https://doi.org/10.1007/s10824-015-9254-5.

Castiglione C. (2019) Revealed Individual Attendance at Italian Theatre: A Microeconomic Investigation. Economia Politica. Vol. 36. No. 3. P. 731—759. https://doi.org/10.1007/s40888-017-0090-2.

De la Vega P., Suarez-Fernández S., Boto-García D., Prieto-Rodriguez J. (2020) Playing a Play: Online and Live Performing Arts Consumers Profiles and the Role of Supply Constraints. Journal of Cultural Economics. Vol. 44. No. 3. P. 425—450. https://doi.org/10.1007/s10824-019-09367-y.

Favaro D., Frateschi C. (2007) A Discrete Choice Model of Consumption of Cultural Goods: The Case of Music. Journal of Cultural Economics. Vol. 31. P. 205—234. https://doi.org/10.1007/s10824-007-9043-x.

Getzner M. (2020) Spatially Disaggregated Cultural Consumption: Empirical Evidence of Cultural Sustainability from Austria. Sustainability. Vol. 12. No. 23. Art. 10023. https://doi.org/10.3390/su122310023.

Katz-Gerro T. (2004) Cultural Consumption Research: Review of Methodology, Theory, and Consequence. International Review of Sociology. Vol. 14. No. 1. P. 11—29. https://doi.org/10.1080/0390670042000186743.

Köprücü Y. (2023) Estimation of Dynamic Theatre Demand Function: The Case of Turkey. Journal of Financial Politic & Economic Reviews. Vol. 60. No. 665. P. 9.

Lizardo O. (2008) The Question of Culture Consumption and Stratification Revisited. Sociologica. Vol. 2. No. 2. https://www.rivisteweb.it/doi/10.2383/27709.

Liu Z., Yang Y. (2022) Internet Use and Household Culture and Tourism Consumption: A Study on the Role of the Wide-Spread Use of the Internet on Promoting Consumption Upgrading in China. Tourism Tribune. Vol. 37. No. 2. P. 75—93.

Mauri C. A., Wolf A. F. (2021) Battle of the Ballet Household Decisions on Arts Consumption. Journal of Cultural Economics. Vol. 45. No. 3. P. 359—383. https://doi.org/10.1007/s10824-020-09395-z.

Mihelj S., Leguina A., Downey J. (2019) Culture Is Digital: Cultural Participation, Diversity and the Digital Divide. New Media & Society. Vol. 21. No. 7. P. 1465—1485. https://doi.org/10.1177/1461444818822816.

O'Hagan J., Zieba M. (2010) Output Characteristics and Other Determinants of Theatre Attendance—an Econometric Analysis of German Data. Applied Economics Quarterly. Vol. 56. No. 2. P. 147—174. https://doi.org/10.3790/aeq.56.2.147.

Peterson R. A. (1992) Understanding Audience Segmentation: From Elite and Mass to Omnivore and Univore. Poetics. Vol. 21. No. 4. P. 243—258. https://doi.org/10.1016/0304-422X(92)90008-Q

Rössel J. (2011) Cultural Capital and the Variety of Modes of Cultural Consumption in the Opera Audience. The Sociological Quarterly. Vol. 52. No. 1. P. 83—103. https://doi.org/10.1111/j.1533-8525.2010.01192.x.

Snowball J., Tarentaal D. (2023) Determinants of the Diversity of Cultural Participation and Consumption in South Africa. International Journal of Arts Management. Vol. 25. No. 3. P. 5—18.

Weingartner S. (2021) Digital omnivores? How digital media reinforce social inequalities in cultural consumption. New Media & Society. Vol. 23. No. 11. P. 3370—3390. https://doi.org/10.5167/uzh-190599.

Xiao J. (2024) The Digitalization Dialectic: A Critical Analysis of Technology's Role in Cultural Formation and Social Change. Advances in Social Behavior Research. Vol. 6. P. 38—42. https://doi.org/10.54254/2753-7102/6/2024047.

Yamamura E. (2008) Socio-Economic Effects on Increased Cinema Attendance: The Case of Japan. The Journal of Socio-Economics. Vol. 37. No. 6. P. 2546—2555. https://doi.org/10.1016/j.socec.2008.04.015.

Загрузки

Опубликован

2025-07-09

Как цитировать

Осаволюк, А. А. (2025). Социальные и территориальные детерминанты культурного потребления в России: эмпирический анализ на данных РМЭЗ НИУ ВШЭ. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (3), 61–81. https://doi.org/10.14515/monitoring.2025.3.2802

Выпуск

Раздел

Социология потребительского поведения