Институциональное поле социологии потребления: обзор международных научных центров, ассоциаций и журналов
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2025.3.2778Ключевые слова:
потребление, cоциология потребления, институциональное оформление, исследовательские центрыАннотация
Вопросы институционального оформления социологии потребления как научной отрасли приобретают важное значение ввиду растущей роли потребления в современных обществах. Понимание структуры и организации этой дисциплины позволяет выделить ведущие силы производства научного знания, определить доминирующие темы в исследовательском пространстве. В обзоре анализируется деятельность международных научных центров, ассоциаций и журналов, играющих важную роль в развитии социологии потребления. Всего было отобрано 49 международных научных центров из более чем 10 стран мира, дополнительно выделено 7 научных журналов и 8 российских центров. Центры отбирались на основе их активности и включенности в международное научное сообщество, с оценкой публикаций и проектов за 2018-2022 гг. С помощью контент-анализа были выделены восемь тем, актуальных в социологии потребления. В то время как западные центры активно развивают направления устойчивого потребления и цифровизации, в России указанные темы до сих пор остаются малоизученными. Исследование также подчеркивает фрагментарный и междисциплинарный характер социологии потребления.
Благодарность: Исследование выполнено при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, проект «Экономическое поведение домашних хозяйств» (руководитель — О.В. Синявская). Автор выражает особую благодарность З.В. Котельниковой и коллективу лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ.
Библиографические ссылки
https://doi.org/10.17323/1726-3247-2021-5-11-39.
Vernikov A. V., Kurysheva A. A. (2021) Precedence and Conspicuousness in Car Consumption. Economic Sociology. Vol. 22. No. 5. P. 11—38. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2021-5-11-39. (In Russ.)
Гурова О. Ю. Институционализация социологии потребления в России // Экономическая социология. 2014. Т. 15. № 2. С. 24—64.
Gurova O. Y. (2014) Institutionalization of the Sociology of Consumption in Russia. Economic Sociology. Vol. 15. No. 2. P. 24—64.
Иванов Д. В. Дополненная современность: эффекты постглобализации и поствиртуализации // Социологические исследования. 2020. № 5. С. 44—55. https://doi.org/10.31857/S013216250009397-9.
Ivanov D. V. (2020) Augmented Modernity: Effects of Post-globalization and Post-virtualization. Sociological Studies. No. 5. P. 44—55. https://doi.org/10.31857/S013216250009397-9. (In Russ.)
Иванов Д. В. Глэм-капитализм. СПб: Старта, 2015.
Ivanov D. V. (2015) Glam Capitalism. Saint Petersburg: Strata. (In Russ.)
Ильин В. И. Социальный серфинг как модель молодежного образа жизни // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 1. С. 28—48. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.1.02.
Ilyin V. I. (2019) Social Surfing as a Model of Youth Lifestyle. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 1. P. 28—48. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.1.02. (In Russ.)
Котельникова З. В. Эволюция подходов к концептуализации потребления в западной социологии // Социологический журнал. 2024. Т. 30. № 2. С. 8—32.https://doi.org/10.19181/socjour.2024.30.2.1.
Kotelnikova Z. V. (2024) The Evolution of Sociological Approaches Towards Conceptualizing Consumption in Western Sociology. Sociological Journal. Vol. 30. No. 2. P. 8—32. https://doi.org/10.19181/socjour.2024.30.2.1. (In Russ.)
Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: Хранитель, 2006.
Merton R. (2006) Social Theory and Social Structure. Moscow: Khranitel. (In Russ.)
Как россияне справляются с новым кризисом: социально-экономические практики населения / под ред. Радаева В.В. Научные доклады факультета социальных наук НИУ ВШЭ. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2023. Т. 1. № 1. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2756-6.
Radaev V. V. (ed.) (2023) How Russians Are Coping with the New Crisis: Socio-Economic Practices of the Population. Moscow: HSE Publishing House. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2756-6. (In Russ.)
Омельченко Е. Л. Уникален ли российский случай трансформации молодежных культурных практик? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019 № 1. С. 3-27. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.1.01.
Omelchenko E. L. (2019) Is the Russian Case of the Transformation of Youth Cultural Practices Unique? Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 1. P. 3—27. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.1.01.
Радаев В. В. Миллениалы: как меняется российское общество. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1985-1.
Radaev V. V. (2019) Millennials: How Russian Society Is Changing. Moscow: HSE Publishing House. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1985-1. (In Russ.)
Шабанова М. А. Раздельный сбор бытовых отходов в России: уровень, факторы и потенциал включения населения // Мир России. Социология. Этнология. 2019. Т. 28. № 3. С. 88—112. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2019-28-3-88-112.
Shabanova M. A. (2019) Separate Waste Collection in Russia: The Level, Factors and Potential for Citizen Engagement. Universe of Russia. Vol. 28. No. 3. P. 88—112. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2019-28-3-88-112. (In Russ.)
Abbott A. (2001) Chaos of Disciplines. Chicago, IL: Chicago University Press.
Andrews D. L., Ritzer G. (2018) Sport and Prosumption. Journal of Consumer Culture. Vol. 18. No. 2. P. 365—373. https://doi.org/10.1177/1469540517747093.
Bourdieu P. (1975) The Specificity of the Scientific Field and the Social Conditions of the Progress of Reason. Social Science Information. Vol. 14. No. 6. P. 19—47.
DiMaggio P. (2019) Social Structure, Institutions, and Cultural Goods: The Case of the United States. In: Bourdieu P., Coleman J. (eds.) Social Theory for a Changing Society. London: Routledge. P. 133—166. https://doi.org/10.4324/9780429306440-5.
Dodd N. (2018) The Social Life of Bitcoin. Theory, Culture & Society. Vol. 35. No. 3. P. 35—56. https://doi.org/10.1177/0263276417746464.
Frenken K., Schor J. (2019) Putting the Sharing Economy into Perspective. In: Reisch L., Thøgersen J. (eds.) A Research Agenda for Sustainable Consumption Governance. Cheltenham: Edward Elgar Publishing. P. 121—135. https://doi.org/10.4337/9781788117814.00017.
Horst H., Miller D. (2020) The Cell Phone: An Anthropology of Communication. Routledge.
Kuhn T. S. (1997) The Structure of Scientific Revolutions. Chicago, IL: University of Chicago Press.
Lakatos I. (1968) Criticism and the Methodology of Scientific Research Programmes. Proceedings of the Aristotelian Society. Vol. 69. P. 149—186. https://www.jstor.org/stable/4544774
MacKendrick N. (2018) Better Safe than Sorry: How Consumers Navigate Exposure to Everyday Toxics. Berkeley, CA: University of California Press.
https://doi.org/10.1525/california/9780520296688.001.0001.
Mears A. (2020) Very Important People: Status and Beauty in the Global Party Circuit. Princeton, NJ: Princeton University Press. https://doi.org/10.2307/j.ctvsn3mnv.
Pardo-Guerra J. P. (2019) Automating Finance: Infrastructures, Engineers, and the Making of Electronic Markets. Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/9781108677585.
Poelman M. P., Gillebaart M., Schlinkert C., Dijkstra S. C., Derksen E., Mensink F., Hermans R.C.J., Aardening P., de Ridder D., de Vet E. (2021) Eating Behavior and Food Purchases During the COVID-19 Lockdown: A Cross-Sectional Study Among Adults in the Netherlands. Appetite. Vol. 157. Art. 105002. https://doi.org/10.1016/j.appet.2020.105002.
Radaev V., Roshchina Y. (2019) Young Cohorts of Russians Drink Less: Age—Period—Cohort Modelling of Alcohol Use Prevalence 1994—2016. Addiction. Vol. 114. No. 5. P. 823—835. https://doi.org/10.1111/add.14535.
Ritzer G., Jurgenson N. (2010) Production, Consumption, Prosumption: The Nature of Capitalism in the Age of the Digital ‘Prosumer’. Journal of Consumer Culture. Vol. 10. No. 1. P. 13—36. https://doi.org/10.1177/1469540509354673.
Savage M., Warde A., Ward K. (2020) Urban Sociology, Capitalism and Modernity. London: Bloomsbury Publishing.
Sokolov M., Sokolova N. (2019) Do Low-Brow Tastes Demonstrate Stronger Categorical Differentiation? A Study of Fiction Readership in Russia. Poetics. Vol. 73. P. 84—99. https://doi.org/10.1016/j.poetic.2018.11.008.
Vallas S., Schor J. B. (2020) What Do Platforms Do? Understanding the Gig Economy. Annual Review of Sociology. Vol. 46. No. 1. P. 273—294. https://doi.org/10.1146/annurev-soc-121919-054857.
Warde A. (2015) The Sociology of Consumption: Its Recent Development. Annual Review of Sociology. Vol. 41. No. 1. P. 117—134. https://doi.org/10.1146/annurev-soc-071913-043208.
Warde A. (2016) Consumption: A Sociological Analysis. London: Palgrave Macmillan.
Warde A. (2022) Society and Consumption. Consumption and Society. Vol. 1. No. 1. P. 11—30. https://doi.org/10.1332/GTYE7193.
Weijo H. A., Martin D. M., Arnould E. J. (2018) Consumer Movements and Collective Creativity: The Case of Restaurant Day. Journal of Consumer Research. Vol. 45. No. 2. P. 251—274. https://doi.org/10.1093/jcr/ucy003.
Zukin S. (2018) Point of Purchase: How Shopping Changed American Culture. New York, NY: Routledge.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.