Кризисная изменчивость человеческого капитала и достижения школьников в России: свидетельства международных исследований образования

Авторы

  • Дмитрий Сергеевич Попов Институт социологии Федерального социологического центра РАН https://orcid.org/0000-0001-5706-5452
  • Наталья Сергеевна Воронина Институт социологии Федерального социологического центра РАН https://orcid.org/0000-0001-8859-6803

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2025.4.2758

Ключевые слова:

человеческий капитал, академические ресурсы семьи, культурный капитал, достижения учащихся, измерение грамотности, PISA, PIAAC, компетентность взрослых, российское образование, социальное воспроизводство

Аннотация

При сравнительном анализе данных международных исследований PISA, TIMSS и PIRLS наблюдается устойчивый паттерн: в России школьники из семей с высокими показателями культурного капитала, измеряемого через количество книг в доме, демонстрируют более низкую компетентность, чем ученики в других европейских странах из таких же семей. В литературе предпринимаются попытки объяснить эту разницу за счет особенностей национальных школьных программ. Мы обращаем внимание на человеческий и культурный капитал родителей школьников и предлагаем иную интерпретацию описанной проблемы. В статье используется вторичный анализ данных PIAAC и PISA для сравнения условно выделенных «родителей» и «детей» среди жителей России, Чехии, Швеции, Польши, Эстонии и Финляндии.

Хотя человеческий капитал в целом зависит от состояния школьной системы, он не замыкается на ней. Первое постсоветское поколение (из которого в основном происходят родители школьников, протестированных в PISA и других международных проектах) получило образование и вышло на рынок труда в условиях кризисной России 1990-х годов. В статье показано, что, во-первых, характер распределения измеренной в PISA и PIAAC компетентности школьников и взрослых («родителей») совпадает как в России, так и во всех других странах, включенных в анализ. Во-вторых, в России обнаружен когортный эффект, который заключается в сравнительно низкой компетентности «кризисной» постсоветской когорты 1990-х годов, что заметно на фоне как предыдущей «советской» когорты, так и аналогичных когорт в других странах. Вполне возможно, что снижение уровня реального инкорпорированного человеческого капитала (в отличие от объективированного капитала в виде формальных дипломов) отражается на достижениях школьников. В-третьих, обнаружены трудности с конвертацией человеческого капитала в другие виды капитала в России. Этот результат связан с особенностями рынка труда в нашей стране, а также внутренней неоднородностью группы квалифицированных профессионалов, что также вносит свой вклад в объяснение российского парадокса низких достижений учеников из семей с высоким культурным капиталом.

Биографии авторов

Дмитрий Сергеевич Попов, Институт социологии Федерального социологического центра РАН

  • Институт социологии Федерального социологического центра РАН, Москва, Россия
    • кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник

Наталья Сергеевна Воронина, Институт социологии Федерального социологического центра РАН

  • Институт социологии Федерального социологического центра РАН, Москва, Россия
    • кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник

Библиографические ссылки

Гимпельсон В.Е. Возраст и заработная плата: стилизованные факты и российские особенности // Экономический журнал ВШЭ. 2019. Т. 23. № 2. С. 185-237. https://doi.org/10.17323/1813-8691-2019-23-2-185-237.

Gimpelson V.E. (2019) Age and Wages: Stylized Facts and Russian Characteristics. HSE Economic Journal. Vol. 23. No. 2. P. 185-237. https://doi.org/10.17323/1813-8691-2019-23-2-185-237. (In Russ.)

Долгая О.И., Тагунова И.А. Домашняя работа в школе: опыт разных стран // Школьные технологии. 2020. № 2. C. 125—132.

Dolgaya O.I., Tagunova I.A. (2020). Homework in School: Experiences from Different Countries. School Technologies. No. 2. P. 125—132. (In Russ.)

Капелюшников Р.И. (2021) Отдача от образования в России: ниже некуда? // Вопросы экономики. 2021. № 8. С. 37-68. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-8-37-68.

Kapelyushnikov R.I. (2021) Return on Education in Russia: Lower Than Ever? Voprosy Ekonomiki. No. 8. P. 37-68. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-8-37-68. (In Russ.)

Капелюшников Р.И. Человеческий капитал России: эволюция и структурные особенности // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 4. С. 46-54.

Kapelyushnikov R.I. (2005) Human Capital in Russia: Evolution and Structural Features. The Russian Public Opinion Herald. Data. Analysis. Discussions. No. 4. P. 46-54. (In Russ.)

Кузьмина Ю. В., Попов Д. С. Функциональная грамотность взрослых и их включенность в общество в России // Социологические исследования. 2015. № 7. C. 48—57.

Kuzmina Yu.V., Popov D.S. (2015) Functional Literacy of Adults and Their Social Participation in Russia. Sociological Studies. No. 7. P. 48-57. (In Russ.)

Лукьянова А. Л. Отдача от образования: что показывает мета-анализ // Экономический журнал ВШЭ. 2010. № 3. С. 326—348.

Lukyanova A.L. (2010) Return on Education: What a Meta-Analysis Does Show? HSE Economic Journal. No. 3. P. 326-348. (In Russ.)

Попов Д. С., Стрельникова А. В. Работа, образование и грамотность в России: проблема неконсистентности // Журнал исследований социальной политики. 2017. Т. 15. № 2. С. 267—280. https://doi.org/10.17323/727-0634-2017-15-2-267-280.

Popov D.S., Strelnikova A.V. (2017) Work, Education and Literacy in Russia: the Problem of Inconsistency. The Journal of Social Policy Studies. Vol. 15. No. 2. P. 267-280. https://doi.org/10.17323/727-0634-2017-15-2-267-280. (In Russ.)

Тихонова Н. Е., Каравай А. В. Человеческий капитал российских рабочих: общее состояние и специфические особенности // Мир России: Социология, этнология. 2017. T. 26. № 3. C. 6—35. https://doi.org/10.17323/1811-038Х-2017-26-3-6-35.

Tihonova N. E., Karavaj A. V. (2017) Human Сapital of Russian Workers: General Condition and Specific Features. World of Russia: Sociology, Ethnology. Vol. 26. No. 3. P. 6—35. https://doi.org/10.17323/1811-038H-2017-26-3-6-35. (In Russ.)

Тихонова Н.Е., Латов Ю.В., Каравай А.В., Латова Н.В. Слободенюк Е.Д. Человеческий капитал российских профессионалов: состояние, динамика, факторы / Отв. ред. Н. Е. Тихонова, Ю. В. Латов. М.: ФНИСЦ РАН, 2023. https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-420-8.202.

Tikhonova N.E., Latov Yu.V., Karavai A.V., Latova N.V., Slobodenyuk E.D. (2023) Human Capital of Russian Professionals: Status, Dynamics, Factors. Moscow: FNISC RAS. (In Russ.) https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-420-8.202.

Angrist N., S. Djankov P. K. Goldberg P.K., Patrinos H.A. (2019) Measuring Human Capital. World Bank Policy Research Working Paper. No. 8742. P. 1-49. http://hdl.handle.net/10986/31280.

Bautier E., Rayou P. (2007) What PISA Really Evaluates: Literacy or Students’ Universes of Reference? Educational Change. No. 8. P. 359—364. https://doi.org/10.1007/s10833-007-9043-9.

Becker G. (1964) Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. Chicago, IL: University of Chicago Press.

Bourdieu P. (1986) The Forms of Capital. In: Handbook of Theory of Research for the Sociology of Education. Vol. 244. P. 241—258.

Carnoy M., Khavenson T., Ivanova A. (2015) Using TIMSS and PISA Results to Inform Educational Policy: A Study of Russia and its Neighbors. Compare. A Journal of Comparative and International Education. Vol. 45. No. 2. P. 248—271. https://doi.org/10.1080/03057925.2013.855002.

Coleman J. S. (1966) United States & National Center for Education Statistics. Equality of Educational Opportunity [Summary Report]. Washington: U.S. Dept. of Health, Education, and Welfare, Office of Education.

Desjardins R., Warnke A. (2012) Ageing and Skills: a Review and Analysis of Skill Gain and Skill Loss Over the Lifespan and Over Time. OECD Education Working Paper. No. 72. OECD Publishing. https://doi.org/10.1781/5k9csvw87ckh-en.

Égert B., De La Maisonneuve C., Turner D. (2022) A New Macroeconomic Measure of Human Capital Exploiting PISA and PIAAC: Linking Education Policies to Productivity. OECD Economics Department Working Papers. No. 1709. P. 1-32. https://dx.doi.org/10.1787/a1046e2e-en.

Feniger Y., Lefstein A. (2014) How Not to Reason with PISA data: An Ironic Investigation. Journal of Education Policy. Vol. 29. No. 6. P. 845-855. https://doi.org/10.1080/02680939.2014.892156.

Fuchs T., Woessmann L. (2007) What Accounts for International Differences in Student Performance? A Re-examination Using PISA Data. Empirical Economics. Vol. 32. No. 2-3. P. 433—464. https://doi.org/10.1007/s00181-006-0087-0.

Goldin C. (2019) Human Capital. In: Diebolt C., Haupert M. (ed.) Handbook of Cliometrics 2nd ed. Cham: Springer International Publishing. P. 147-177. https://doi.org/10.1007/978-3-030-00181-0.

Goldstein H. (2017) Measurement and Evaluation Issues With PISA. In: The PISA Effect on Global Educational Governance. New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315440521-4.

Green D.A., Riddell W.C. (2013): Ageing and Literacy Skills: Evidence from Canada, Norway and the United States. Labour Economics. No. 22. P. 16-29. https://doi.org/10.1016/j.labeco.2012.08.011.

Hanushek E. A. (2016) What Matters for Achievement: Updating Coleman on the Influence of Families and Schools. Education Next. Vol. 16. No. 2. P. 22–30.

Hanushek E.A., Schwerdt G., Wiederhold S., Woessmann L. (2015) Returns to Skills Around the World: Evidence from PIAAC. European Economic Review. Vol. 73. P. 103—130. https://doi.org/10.1016/j.euroecorev.2014.10.006.

Hertzog C., Kramer A.F., Wilson R.S., Lindenberger U. (2009) Enrichment Effects on Adult Cognitive Development. Psychological Science in the Public Interest. Vol. 9. No. 1. P. 1-65. https://doi.org/10.1111/j.1539-6053.2009.01034.x.

Kiker B. F. (1966) The Historical Roots of the Concept of Human Capital. Journal of Political Economy. Vol. 74. No. 5. P. 481-499. https://doi.org/10.1086/259201.

Lundetre K., Sulkunen S., Gabrielsen E., Malin A. (2014) A Comparison of PIAAC and PISA Results 2014. In: Malin A. (eds.) Associations Between Age and Cognitive Foundation Skills in the Nordic Countries: A Closer Look at the Data. University of Jyvaskyla: The Finnish Institute for Educational Research. P. 1-18.

Martins L., Veiga P. (2010) Do Inequalities in Parents Education Play an Important Role in PISA Students Mathematics Achievement Test Score Disparities? Economics of Education Review. Vol. 29. No. 6.P. 1016-1033. https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2010.05.001.

Mincer J. (1958) Investment in Human Capital and Personal Income Distribution. Journal of Political Economy. Vol. 66. No. 4. P. 281—302.

Nahuelquin F. M., Orellana R. I., Kuperman V. (2025) The Impact of Formal Education on Literacy and Numeracy Skills in Chilean Adults: A Comparative Analysis with Latin American Counterparts. Frontiers Education. No. 9. P. 1-14. https://doi.org/10.3389/feduc.2024.1466947.

OECD (1995) Literacy, Economy and Society: Results of the First International Adult Literacy Survey. Catalogue no. 89-545-XPE. Paris: OECD Publishing; Ottawa: Minister of Industry.

OECD (2000) Literacy in the Information Age: Final Report of the International Literacy Study. Paris: OECD Publishing. https://doi.org/10.1787/9789264181762-en.

OECD (2012) Literacy, Numeracy and Problem Solving in Technology-Rich Environments — Framework for the OECD Survey of Adult Skills. Paris: OECD Publishing.

OECD (2013a) OECD Skills Outlook 2013. First Results from the Survey of Adult Skills. Paris: OECD Publishing. https://doi.org/10.1787/9789264204256-en.

OECD (2013b) Technical Report of the Survey of Adult Skills (PIAAC). Paris: OECD Publishing.

Reder S. (2009). The Development of Adult Literacy and Numeracy in Adult Life. In: Reder S., Bynner J. (eds.) Tracking Adult Literacy and Numeracy Skills: Findings from Longitudinal Research. New York: Routledge. P. 1-17.

Ryder N. (1965) The Cohort as a Concept in the Study of Social Change. American Sociological Review. Vol. 30. No. 6. P. 843—861.

Sabirianova K.Z. (2002) The Great Human Capital Reallocation: A Study of Occupational Mobility in Transitional Russia. Journal of Comparative Economics. Vol. 30. No. 1. P. 191-217 https://doi.org/10.1006/jcec.2001.1760.

Schleicher A. (2008) PIAAC: A New Strategy for Assessing Adult Competencies. International Review of Education. Vol. 54. No. 5—6. P. 627-650. https://doi.org/10.1007/s11159-008-9105-0.

Schultz T. W. (1961) Investment in Human Capital. The American Economic Review. No. 51. P. 1-17.

Tan C. Y. (2020) Family Cultural Capital and Student Achievement: Theoretical Insights from PISA. Singapore: Springer. https://doi.org/10.1007/978-981-15-4491-0.

Загрузки

Опубликован

2025-09-11

Как цитировать

Попов, Д. С., & Воронина, Н. С. (2025). Кризисная изменчивость человеческого капитала и достижения школьников в России: свидетельства международных исследований образования. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (4), 138–162. https://doi.org/10.14515/monitoring.2025.4.2758

Выпуск

Раздел

Социология образования