Оптимизация научной деятельности через интеграцию ИИ: нейронные сети как инструмент в работе с академической литературой

Авторы

  • Александра Юрьевна Телицына Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-0186-3989

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.5.2623

Ключевые слова:

искусственный интеллект, генеративный искусственный интеллект, нейросети, чат-бот, написание научных статей, обзоры академической литературы

Аннотация

В статье представлены аспекты интеграции технологий искусственного интеллекта (ИИ) в научную деятельность в области общественных наук. Автор приводит конкретные методики, инструменты и примеры использования ИИ для анализа библиографии и иного текстового контента, а также дает характеристики различным инструментам ИИ и подробно останавливается на их возможностях в области создания научных статей — от подготовки данных до интерпретации результатов и написания текста. В работе уделяется внимание не только техническим аспектам, но и этическим вопросам, связанным с использованием ИИ в обработке данных.

Благодарность. Работа осуществлена в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Биография автора

Александра Юрьевна Телицына, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат биологических наук, доцент, старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора 

Библиографические ссылки

Галлямова А. А. Авторское право на произведения, созданные с использованием технологий искусственного интеллекта // Образование и право. 2023. № 4. С. 240―248.

Galliamova A. A. Copyright on Works Created with the Use of Artificial Intelligence Technologies. Education and Law. 2023. No. 4. P. 240―248. (In Russ.)

Земсков А. И., Телицына А. Ю. Искусственный интеллект в библиотечной деятельности // Научные и технические библиотеки. 2024. № 4. С. 131―145.

Zemskov A. I., Telitsyna A. Yu. (2024) Artificial Intelligence in Library Activities. Scientific and Technical Libraries. No. 4. P. 131―145. (In Russ.)

Лебедев А. Н., Константа М. Н. Ливанова и психофизиологические закономерности работы мозга // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 1. С. 133―137.

Lebedev A. N., Konstanta M. N. (2008) Livanov and Psychophysiological Patterns of Brain Function. Psychological Journal. T. 29. No. 1. P. 133―137. (In Russ.)

Орлова Т. Е. Авторское право на результаты деятельности искусственного интеллекта // Вопросы российской юстиции. 2022. No. 21. С. 204―221.

Orlova T. E. (2022) Copyright on the Results of Artificial Intelligence. Issues of Russian Justice. No. 21. P. 204―221. (In Russ.)

Третьяков А. О., Филатова О. Г., Жук Д. В., Горлушкина Н. Н., Пучковская А. А. Метод определения русскоязычных фейковых новостей с использованием элементов искусственного интеллекта // International Journal of Open Information Technologies. 2018. № 12. С. 99―105.

Tretyakov A. O., Filatova O. G. G., Zhuk D. V., Gorlushkina N. N., Puchkovskaya A. A. (2018) A Method to Identify Russian―Language Fake News Using Elements of Artificial Intelligence. International Journal of Open Information Technologies. № 12. P. 99―105. (In Russ.)

Федосова Н. В., Берченко Г. Н., Машошин Д. В. Создание математической модели нейронной сети для морфологической оценки репарации и ремоделирования костного дефекта // Математическое моделирование. 2021. Т. 33. № 9. С. 22―34. https://doi.org/10.20948/mm-2021-09-02.

Fedosova N. V., Berchenko G. N., Mashoshin D. V. (2021) Mathematical Model of a Neural Network Development for Morphological Assessment of Repair and Remodeling of Bone Defect. Mathematical Models and Computer Simulations. Vol. 14. P. 281―288. https://doi.org/10.1134/S2070048222020065. (In Russ.)

Шемилева М., Кудусова М. И. Применение искусственного интеллекта в научных исследованиях // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 92―11. С. 48―50.

Shemileva M., Kudusova M. I. (2022) Application of Artificial Intelligence in Scientific Research. Trends in the Development of Science and Education. No. 92―11. P. 48―50. (In Russ.)

AlAfnan M. A., MohdZuki, S. F. (2023) Do Artificial Intelligence Chatbots Have a Writing Style? An Investigation into the Stylistic Features of ChatGPT―4. Journal of Artificial Intelligence and Technology. Vol. 3. No. 3. P. 85―94. https://doi.org/10.37965/jait.2023.0267

Alshemali B., Kalita J. (2020) Improving the Reliability of Deep Neural Networks in NLP: A Review. Knowledge―Based Systems. Vol. 191. Art. 105210. https://doi.org/10.1016/j.knosys.2019.105210.

Altmäe S., Sola-Leyva A., Salumets A. (2023) Artificial Intelligence in Scientific Writing: A Friend or a Foe? Reproductive BioMedicine Online. Vol. 47. No. 1. P. 3―9. https://doi.org/10.1016/j.rbmo.2023.04.009.

Alzubaidi L., Zhang J., Humaidi A. J., Al-Dujaili A., Duan Y., Al-Shamma O., Santamaría J., Fadhel M. A., Al-Amidie M., Farhan L. (2021) Review of Deep Learning: Concepts, CNN Architectures, Challenges, Applications, Future directions. Journal of Big Data. Vol. 8. Art. 53. https://doi.org/10.1186/s40537-021-00444-8

Babl F. E., Babl M. P. (2023) Generative Artificial Intelligence: Can ChatGPT Write a Quality Abstract? Emergency Medicine Australasia. Vol. 35. No. 5. P. 809―811. https://doi.org/10.1111/1742-6723.14233.

BaHammam A. S. (2023) Balancing Innovation and Integrity: The Role of AI in Research and Scientific Writing. Nature and Science of Sleep. Vol. 29. No. 15. P. 1153―1156.

Bianchini S., Müller M., Pelletier P. (2022) Artificial Intelligence in Science: An Emerging General Method of Invention. Research Policy. Vol. 51. No. 10. Art. 104604. https://doi.org/10.1016/j.respol.2022.104604.

Bilal M., Oyedele L. O., Qadir J., Munir K., Ajayi S. O., Akinade O. O., Owolabi H. A., Hafiz A., Alaka H. A., Pasha M. (2016) Big Data in the Construction Industry: A Review of Present Status, Opportunities, and Future Trends. Advanced Engineering Informatics. Vol. 30. No. 3. P. 500―521. https://doi.org/10.1016/j.aei.2016.07.001.

Buchkremer R., Demund A., Ebener S., Gampfer F., Jägering D., Jürgens A., Klenke S., Krimpmann D., Schmank, J. Spiekermann M., Wahlers M., Wiepke M. (2019) The Application of Artificial Intelligence Technologies as a Substitute for Reading and to Support and Enhance the Authoring of Scientific Review Articles. IEEE Access. Vol. 7. P. 65263―65276. https://doi.org/10.1109/ACCESS.2019.2917719.

Cabanac, G. Labbé, C., Magazinov, A. (2021) Tortured Phrases: A Dubious Writing Style Emerging in Science. arXiv. Art. 2107.06751. https://doi.org/10.48550/arXiv.2107.06751.

Chatterjee A. (2022) Art in an Age of Artificial Intelligence. Frontiers in Physiology. Vol. 13. Art. 1024449. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1024449.

Cheng M. (2022) The Creativity of Artificial Intelligence in Art. Proceedings. Vol. 81. No. 1. Art. 110. https://doi.org/10.3390/proceedings2022081110.

Ciaccio E. (2023) Use of Artificial Intelligence in Scientific Paper Writing. Informatics in Medicine Unlocked. Vol. 41. Art. 101253. https://doi.org/10.1016/j.imu.2023.101253.

Cotton D. R. E., Cotton P. A., Shipway J. R. (2023) Chatting and Cheating: Ensuring Academic Integrity in the Era of ChatGPT. Innovations in Education and Teaching International. Vol. 61. No. 2. P. 228―239. https://doi.org/10.1080/14703297.2023.2190148.

Curtis N. (2023) To ChatGPT or not to ChatGPT? The Impact of Artificial Intelligence on Academic Publishing. The Pediatric Infectious Disease Journal. Vol. 42. No. 4. Art. 275. https://doi.org/10.1097/INF.0000000000003852.

Dai S.-C., Xiong A., Ku L.-W. (2023) LLM-in-the-Loop: Leveraging Large Language Model for Thematic Analysis. arXiv. Art. 2310.15100. https://doi.org/10.48550/arXiv.2310.15100.

de la Torre-López J., Ramírez A., Romero, J. R. (2023) Artificial Intelligence to Automate the Systematic Review of Scientific Literature. Computing. Vol. 105. P. 2171―2194 https://doi.org/10.1007/s00607-023-01181-x.

Duong D., Solomon B. D. (2024) Analysis of Large-Language Model Versus Human Performance for Genetics Questions. European Journal of Human Genetics. Vol. 32. No. 44. P. 466―468. https://doi.org/10.1038/s41431-023-01396-8.

Fang X., Ng D. T. K., Leung J. K. L., Chu S. K. W. (2023) A Systematic Review of Artificial Intelligence Technologies Used for Story Writing. Education and Information Technologies. Vol. 28. P. 14361―14397. https://doi.org/10.1007/s10639-023-11741-5.

Gao C. A., Howard F. M., Markov N. S., Dyer E. C., Ramesh S., Luo Y., Pearson A. T. (2022) Comparing Scientific Abstracts Generated by ChatGPT to Original Abstracts Using an Artificial Intelligence Output Detector, Plagiarism Detector, and Blinded Human Reviewers. npj Digital Medicine. Vol. 6. Art. 75. https://doi.org/10.1038/s41746-023-00819-6.

Ghajargar M., Bardzell J., Lagerkvist L. (2022) A Redhead Walks into a Bar: Experiences of Writing Fiction with Artificial Intelligence. In: Proceedings of the 25th International Academic Mindtrek Conference (Academic Mindtrek’ 22). New York, NY: Association for Computing Machinery. P. 230―241. https://doi.org/10.1145/3569219.3569418

Gilat R., Brian J. C. (2023) How Will Artificial Intelligence Affect Scientific Writing, Reviewing and Editing? The Future is Here… Arthroscopy. Vol. 39. No. 5. P. 1119―1120. https://doi.org/10.1016/j.arthro.2023.01.014.

Guleria A., Krishan K., Sharma V., Kanchan T. (2023) ChatGPT: Ethical Concerns and Challenges in Academics and Research. The Journal of Infection in Developing Countries. Vol. 17. No. 9. P. 1292―1299. https://doi.org/10.3855/jidc.18738.

Gunser V. E., Gottschling S., Brucker B., Richter S., Gerjets P. (2021) Can Users Distinguish Narrative Texts Written by an Artificial Intelligence Writing Tool from Purely Human Text? In: Stephanidis C., Antona M., Ntoa S. (eds.) HCI International 2021 ― Posters. HCII 2021. Communications in Computer and Information Science. Vol. 1419. Cham: Springer. P. 520-527. https://doi.org/10.1007/978-3-030-78635-9_67.

Jeyaraman M., Ramasubramanian S., Balaji S., Jeyaraman N., Nallakumarasamy A., Sharma S. (2023) ChatGPT in Action: Harnessing Artificial Intelligence Potential and Addressing Ethical Challenges in Medicine, Education, and Scientific Research. World Journal of Methodology. Vol. 13. No. 4. P. 170―178. https://doi.org/10.5662/wjm.v13.i4.170.

Jiang Y., Li X., Luo H., Yin S., Kaynak, O. (2022) Quo Vadis Artificial Intelligence? Discover Artificial Intelligence. Vol. 2. Art. 4. https://doi.org/10.1007/s44163-022-00022-8.

Kacena M. A., Plotkin L. I. Fehrenbacher J.C. (2024) The Use of Artificial Intelligence in Writing Scientific Review Articles. Current Osteoporosis Reports. Vol. 22. P. 115―121. https://doi.org/10.1007/s11914-023-00852-0.

Kaur D., Uslu S., Rittichier K. J., Durresi A. (2022) Trustworthy Artificial Intelligence: A Review. ACM Computing Surveys. Vol. 55. No. 2. Art. 39. https://doi.org/10.1145/3491209.

Khanna A., Pandey B., Vashishta K., Kalia K., Bhale P., Das T. (2015) A Study of Today’s A.I. through Chatbots and Rediscovery of Machine Intelligence. International Journal of u- and e- Service, Science and Technology. Vol. 8. No. 7. P. 277―284. https://doi.org/10.14257/ijunesst.2015.8.7.28.

Khemani B., Patil S., Kotecha K. Tanwar S. (2024) A Review of Graph Neural Networks: Concepts, Architectures, Techniques, Challenges, Datasets, Applications, and Future Directions. Journal of Big Data. Vol. 11. Art. 18. https://doi.org/10.1186/s40537-023-00876-4.

Kitchenham B., Charters S. (2007) Guidelines for Performing Systematic Literature Reviews in Software Engineering. Version 2.3 EBSE Technical Report EBSE-2007-01. Keel: School of Computer Science and Mathematics, Keele University.

Mazzone M., Elgammal A. (2019) Art, Creativity, and the Potential of Artificial Intelligence. Arts. Vol. 8. No. 1. Art. 26. https://doi.org/10.3390/arts8010026.

Misra D. P., Chandwar K. (2023) ChatGPT, Artificial Intelligence and Scientific Writing: What Authors, Peer Reviewers and Editors Should Know. Journal of the Royal College of Physicians of Edinburgh. Vol. 53. No. 2. P. 90―93. https://doi.org/10.1177/14782715231181023.

Patel S. B., Lam K. (2023) ChatGPT: The Future of Discharge Summaries? The Lancet Digital Health. Vol. 5. No. 3. P. e107―e108. https://doi.org/10.1016/S2589-7500(23)00021-3.

SalvagNo. M., Taccone F. S., Gerli A. G. (2023) Can Artificial Intelligence Help for Scientific Writing? Critical Care. Vol. 27. Art. 75. https://doi.org/10.1186/s13054-023-04380-2.

Snyder B., Marius Moisescu M., Bilal Zafar M. (2024) On Early Detection of Hallucinations in Factual Question Answering. In: Proceedings of the 30th ACM SIGKDD Conference on Knowledge Discovery and Data Mining (KDD’ 24). New York, NY: Association for Computing Machinery. P. 2721―2732. https://doi.org/10.1145/3637528.3671796.

Staszak M., Staszak K., Wieszczycka K., Bajek A., Roszkowski K., Tylkowski B. (2021) Machine Learning in Drug Design: Use of Artificial Intelligence to Explore the Chemical Structure—Biological Activity Relationship. WIREs Computational Molecular Science. Vol. 12. No. 2. Art. E1568. https://doi.org/10.1002/wcms.1568.

Van der Vegt A., Campbell V., Zuccon G. (2024) Why Clinical Artificial Intelligence Is (Almost) Non‐Existent in Australian Hospitals and How to Fix It. Medical Journal of Australia. Vol. 220. No. 4. P. 172―175. https://doi.org/10.5694/mja2.52195.

Vintzileos A. M., Chavez M. R., Romero R. (2023) A Role for Artificial Intelligence Chatbots in the Writing of Scientific Articles. American Journal of Obstetrics & Gynecology. Vol. 229. No. 2. P. 89―90. https://doi.org/10.1016/j.ajog.2023.03.040.

Vinu S. S., Aounon K., Sriram B., Wenxiao W., Soheil F. (2023) Can AI-Generated Text be Reliably Detected? arXiv. Art. 2303.11156. https://doi.org/10.48550/arXiv.2303.11156.

Xu Y., Liu X., Cao X., Huang C., Liu E., Qian S., Liu X., Wu Y., Dong F., Qiu C.-W., Qiu J., Hua K., Su W., Wu J., Xu H., Han Y., Fu C., Yin Z., Liu M., Roepman R., Dietmann S., Virta M., Kengara F., Zhang Z., Zhang L., Zhao T., Dai J., Yang J., Lan L., Luo M., Liu Z., An T., Zhang B., He X., Cong S., Liu X., Zhang W., Lewis J.P., Tiedje J.M., Wang Q., An Z., Wang F., Zhang L., Huang T., Lu C., Cai Z., Wang F., Zhang J. (2021) Artificial Intelligence: A Powerful Paradigm for Scientific Research. The Innovation. Vol. 2. No. 4. Art. 100179. https://doi.org/10.1016/j.xinn.2021.100179.

Yu H., Guo Y. (2023) Generative Artificial Intelligence Empowers Educational Reform: Current Status, Issues, and Prospects. Frontiers in Education. Vol. 8. Art. 1183162. https://doi.org/10.3389/feduc.2023.1183162.

Zhao B., Zhang S., Xu C., Sun Y., Deng C. (2021) Deep Fake Geography? When Geospatial Data Encounter Artificial Intelligence. Cartography and Geographic Information Science. Vol. 48. No. 4. P. 338―352. https://doi.org/10.1080/15230406.2021.1910075.

Загрузки

Опубликован

2024-11-08

Как цитировать

Телицына, А. Ю. (2024). Оптимизация научной деятельности через интеграцию ИИ: нейронные сети как инструмент в работе с академической литературой. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (5). https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.5.2623

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)