Соавтор, помощник, муза, инструмент: как студенты, преподаватели и представители креативных индустрий видят роль ИИ в своих практиках
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.5.2604Ключевые слова:
искусственный интеллект , генеративный ИИ, образовательная среда, креативные практики, креативный классАннотация
Искусственный интеллект (ИИ) уже давно стал частью нашей жизни, но открытие в 2022 г. массового доступа к ChatGPT и Midjourney вывело дискуссию о нем на новый уровень. В статье рассматривается восприятие студентами, преподавателями и представителями креативных индустрий ИИ как технологии в целом, а также его возможных ролей и практик использования.
Эмпирическую базу статьи составляют результаты исследования «Пространство соучастия 2023: на пороге нейросетевой революции», проведенного Центром цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ. Главным методом сбора данных стало онлайн-анкетирование студентов, преподавателей и представителей креативных индустрий в Москве, Перми, Новосибирске, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге в 2023 г. Кроме статистического анализа данных, применялись лемматизация и элементы восходящей стратегии нарративного анализа.
Исследование показало, что у всех респондентов есть свое ви́дение ИИ и личный опыт взаимодействия с ним. Исходя из ответов, можно говорить о макро- и микроуровнях восприятия ИИ, о его метафизичности, инструментальности, воображаемости и контекстуальности, а также обусловленности основной сферой деятельности. Представители креативных индустрий чаще всего задумываются о том, станет ли ИИ полноценным соавтором или останется всего лишь помощником. Студенты демонстрируют довольно широкий набор ролей ИИ, выполнение которых для них приемлемо, а также не боятся пробовать применять инновацию в большом количестве ситуаций. Преподаватели наиболее консервативны и осторожны как в своих опытах с ИИ, так и в его оценках.
Главным словом, которое используется в коллокации с ИИ, стало «помощь». По большей части респонденты видят в новой технологии помощника для выполнения рутинных задач, который позволит заниматься более интересными вещами. При этом качество и скорость действий ИИ вызывают у респондентов тревогу и эсхатологические мысли о собственном будущем.
Библиографические ссылки
Гершман М.А., Демьянова А.В., Полякова Е.Ю. Креативный класс России: портрет в цифрах. Научный дайджест. Спецвыпуск 2023. М.: НЦМУ ЦМИЧП, 2023. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/807171541.pdf (дата обращения: 24.03.2024).
Gershman M.A., Demyanova A.V., Polyakova E.Yu. Russia’s Creative Class: A Portrait in Numbers. Scientific Digest. Special Issue 2023. M.: HCMRC, 2023. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/807171541.pdf (дата обращения: 24.03.2024).
(In Russ.)
Дробышева Е.Э. Высшая школа и креативные индустрии: возможности взаимодействия // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 14. С. 356–368. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37197582_86641671.pdf (дата обращения: 24.03.2024).
Drobysheva E. Higher Education Institutions and Creative Industries: Opportunities of Intercommunication. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities. No. 14. P. 356–368. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37197582_86641671.pdf (дата обращения: 24.03.2024). (In Russ.)
Клоудова Й. Влияние развития креативной экономики на экономически отсталые регионы // Журнал Новой экономической ассоциации. 2010. № 5. С. 110–125. URL: https://www.econorus.org/repec/journl/2010-5-110-125r.pdf (дата обращения: 24.03.2024).
Kloudova J. (2010) Expanse Creative Economy and Its Impact on the Less Developed Regions. The Journal of the New Economic Association. No. 5. P. 110–125. URL: https://www.econorus.org/repec/journl/2010-5-110-125r.pdf (дата обращения: 24.03.2024). (In Russ.)
Константинова Л.В., Ворожихин В.В., Петров А.М., Титова Е.С., Штыхно Д.А. Генеративный искусственный интеллект в образовании: дискуссии и прогнозы // Открытое образование. 2023. Т. 27. № 2. С. 36–48. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-36-48.
Konstantinova L.V., Vorozhikhin V.V., Petrov A.M., Titova E.S., Shtykhno D.A. (2023) Generative Artificial Intelligence in Education: Discussions and Forecasts. Open Education. Vol. 27. No. 2. P. 36–48. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-36-48. (In Russ.)
Ним Е.Г. Студенческий дискурс о цифровом селф-трекинге: риторики и практики // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 2. С. 191–211. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.2.989.
Nim E.G. (2020) Student Discourse on Digital Self-Tracking: Rhetorics and Practices. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 2. P. 191–211. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.2.989.
Платов А.В., Гаврилина Ю.И. Искусственный интеллект в образовании: эволюция и барьеры // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 10. № 1. С. 26-43. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2024-10-1-0-3.
Platov A.V., Gavrilina Yu.I. (2024) Artificial Intelligence in Education: Evolution and Barriers. Research Result. Pedagogy and Psychology of Education. Vol. 10. No. 1. P. 3–15. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2024-10-1-0-3. (In Russ.)
Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
Florida R. (2016). The Rise of the Creative Class Revisited. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber. (In Russ.)
Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология изобретений и открытий. М.: Карьера Пресс, 2015.
Csikszentmihalyi M. (2015) Creativity: Flow and the Psychology of Discovery and Invention. Moscow: Career Press. (In Russ.)
Atkinson D.P., Barker D.R. (2023) AI and the Social Construction of Creativity. Convergence. Vol. 29. No. 4. P. 1054–1069. https://doi.org/10.1177/13548565231187730.
Chiu T.K. (2023) The impact of Generative AI (GenAI) on practices, policies and research direction in education: a case of ChatGPT and Midjourney. Interactive Learning Environments. https://doi.org/10.1080/10494820.2023.2253861.
Comunian R., Gilmore A., Jacobi S. (2015) Higher Education and the Creative Economy: Creative Graduates, Knowledge Transfer and Regional Impact Debates. Geography Compass. Vol. 9. P. 371–383. https://doi.org/10.1111/GEC3.12220.
Gardner H., Weinstein E. (2018) Creativity: The View from Big C and the Introduction of Tiny c. In Sternberg R., Kaufman J. (eds.) The Nature of Human Creativity. New York, NY: Cambridge University Press. P. 94–109.
Gruner D.T., Csikszentmihalyi M. (2018) Engineering Creativity in an Age of Artificial Intelligence. In: Lebuda I., Glăveanu V.P. (eds.) The Palgrave Handbook of Social Creativity Research. Palgrave Studies in Creativity and Culture. Palgrave Macmillan, Cham. P. 447–462. https://doi.org/10.1007/978-3-319-95498-1_27.
Kaufman J. (2009) Beyond Big and Little: The Four C Model of Creativity. Review of General Psychology. Vol. 13. No. 1. P. 1–12. https://doi.org/10.1037/a0013688.
Krätke S. (2010) ‘Creative Cities’ and the Rise of the Dealer Class: A Critique of Richard Florida’s Approach to Urban Theory. International Journal of Urban and Regional Research. Vol. 34. No. 4. P. 835–853. https://doi.org/10.1111/j.1468-2427.2010.00939.x.
Lang J. (2024) Embracing Generative AI for Authentic Learning. Creative Education. Vol. 15. No. 1. P. 1–20. https://doi.org/10.4236/ce.2024.151001.
Lyall B., Robards B. (2017) Tool, Toy and Tutor: Subjective Experiences of Digital Self-Tracking. Journal of Sociology. Vol. 54. No. 1. P. 108–124. https://doi.org/10.1177/1440783317722854.
Markusen A. (2006) Urban Development and the Politics of a Creative Class: Evidence from the Study of Artists. Environment and Planning A: Economy and Space. Vol. 38. No. 10. P. 1921–1940. https://doi.org/10.1068/a38179.
Miljković J., Ljujić B., Mihajlović D. (2023) Obrazovanje i kreativne industrije. Nastava i vaspitanje. Vol. 72. No. 2. P. 219–236. https://doi.org/10.5937/nasvas2302219m.
Moore G.A. (1991) Crossing the Chasm: Marketing and Selling High-Tech Products to Mainstream Customers. New York, NY: HarperCollins Publishers.
Okello W.K., Quaye S.J. (2018) Advancing Creativity for Pedagogy and Practice. Journal of Curriculum and Pedagogy. Vol. 15. No. 1. P. 43–57. https://doi.org/10.1080/15505170.2018.1437577.
Purington A., Taft J.G., Sannon S., Bazarova N.N., Taylor S.H. (2017) ‘Alexa is my new BFF’: Social Roles, User Satisfaction, and Personification of the Amazon Echo. In Proceedings of the 2017 CHI Conference Extended Abstracts on Human Factors in Computing Systems. P. 2853–2859. https://doi.org/10.1145/3027063.3053246.
Rogers E.M. (2003) Diffusion of Innovations. 5th ed. New York, NY: Free Press.
Soto I.B.R., Leon N.S.S. (2022) How Artificial Intelligence Will Shape the Future of Metaverse. A qualitative perspective. Metaverse Basic and Applied Research. Vol. 1. P. 12. https://doi.org/10.56294/mr202212.
Sarkar A. (2023) Exploring Perspectives on the Impact of Artificial Intelligence on the Creativity of Knowledge Work Beyond Mechanised Plagiarism and Stochastic Parrots. In: Proceedings of the 2nd Annual Meeting of the Symposium on Human-Computer Interaction for Work (CHIWORK 2023). New York, NY: The Association for Computing Machinery. Art. 13. P. 1–17. https://doi.org/10.1145/3596671.3597650.
Selkrig M., Keamy R.K. (2017) Creative Pedagogy: A Case for Teachers’ Creative Learning Being at the Centre. Teaching Education. Vol. 28. No. 3. P. 317–332. https://doi.org/10.1080/10476210.2017.1296829.
Vinchon F., Lubart T., Bartolotta S., Gironnay V., Botella M., Bourgeois-Bougrine S., Burkhardt J., Bonnardel N., Corazza G.E., Glăveanu V.P., Hanchett Hanson M., Ivcevic Z., Karwowski M., Kaufman J., Okada T., Reiter‐Palmon R., Gaggioli A. (2023) Artificial Intelligence & Creativity: A Manifesto for Collaboration. The Journal of Creative Behavior. Vol. 57. No. 4. P. 472–484. https://doi.org/10.1002/jocb.597.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.