Поп-культура, фэндомы и нейросети: фанаты встречаются с ИИ
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.5.2602Ключевые слова:
фан-культура, фэндомы, популярная культура, искусственный интеллект, генеративный ИИАннотация
Статья посвящена анализу и концептуализации процессов распространения ИИ-технологий в фан-культуре. Автор рассматривает фэндомы как медиатизированные креативные сообщества, раскрывает взаимосвязи искусственного интеллекта и фан-культуры, выявляет различные типы отношения к генеративному ИИ на примере двух фан-комьюнити. В статье выделены основные линии пересечения ИИ и фэндома: технологии ИИ модифицируют объекты фанатского интереса; меняют пространство, структуру и креативные практики фэндомов; встраиваются в инновационные фанатские сервисы; применяются для аналитики фэндомов; актуализируют вопросы этики и права в культурах соучастия. Экспансия искусственного интеллекта (в частности, нейросетей) вызвала поляризацию фэндома: в то время как одни фанаты активно применяют нейросети для редактирования и создания контента, другие считают это неуместным. Предварительные наблюдения в двух фан-комьюнити показали, что критические и протестные фан-дискурсы вокруг генеративного ИИ сфокусированы на трех идеях: а) использование ИИ противоречит концепции фэндома; б) сегодняшний ИИ как технология несовершенен; в) текущие практики обучения и применения ИИ неэтичны. В статье обозначены дальнейшие перспективы изучения взаимодействия фэндомов с искусственным интеллектом, которые позволят расширить границы как fan studies, так и социальных исследований ИИ.
Библиографические ссылки
Грушевская В. Модель фильтрации информации в социальных медиа // Журнал исследований социальной политики. 2022. Т. 20. № 3. С. 393–406. https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-3-393-406.
Grushevskaya V. (2022) The Information Filtering Model in Social Media. The Journal of Social Policy Studies. Vol. 20. No. 3. P. 393–406. https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-3-393-406. (In Russ.)
Дегтяренко К. А., Пчелкина Д. С., Шпак А. А., Пименова Н. Н. Образ искусственного интеллекта в кинематографе: трансформации в период 1980–2010-х годов // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2023. Т. 16. № 8. С. 1454–1470. https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/150860.
Degtyarenko K. A., Pchelkina D. S., Shpak A. A., Pimenova N. N. (2023) The Image of Artificial Intelligence in Cinema: Transformations in the 1980s-2010s. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. Vol. 16. No. 8. P. 1454–1470. https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/150860. (In Russ.)
Левашов В. К., Гребняк О. В. Россияне о вызовах искусственного интеллекта, нейронных сетей и социальном оптимизме // Социологические исследования. 2023. № 11. С. 115–120.
https://doi.org/10.31857/S013216250028537-3.
Levashov V.K., Grebnyak O.V. (2023) Russian Citizens on the Challenges of Artificial Intelligence, Neural Networks and Social Optimism. Sociological Studies. No. 11. P. 115–120. https://doi.org/10.31857/S013216250028537-3. (In Russ.)
Лещинская Н. М., Колесник М. А., Омелик А. А., Ермаков Т. К. Образ искусственного интеллекта в сериале «Черное зеркало» (2011–2019) // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2023. Т. 16. № 8. C. 1331–1342. https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/150851.
Leshchinskaia N. M., Kolesnik M. A., Omelik A. A., Ermakov T. K. (2023) The Image of Artificial Intelligence in the Series «Black Mirror» (2011–2019). Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. Vol. 16. No. 8. P. 1331–1342. https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/150851. (In Russ.)
Резаев А. В., Трегубова Н. Д. «Искусственный интеллект», «онлайн-культура», «искусственная социальность»: определение понятий // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 6. С. 35–47. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.6.03.
Rezaev A. V., Tregubova N. D. (2019) Artificial Intelligence, On-line Culture, Artificial Sociality:
Definition of the Terms. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 6.
P. 35–47. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.6.03. (In Russ.)
Andrews P. C. (2022) ‘Are Di Would of Loved It’: Reanimating Princess Diana Through Dolls and AI. Celebrity Studies. Vol. 13. No. 4. P. 573–594. https://doi.org/10.1080/19392397.2022.2135087.
Barron L. (2023) AI and Popular Culture. Leeds: Emerald Publishing Limited. https://doi.org/10.1108/9781803823270
Booth P. (2017) Digital Fandom 2.0: New Media Studies (Second Edition). New York, NY: Peter Lang. https://doi.org/10.3726/978-1-4539-1654-4.
Bredikhina L., Kameoka T., Shimbo S., Shirai A. (2020) Avatar Driven VR Society Trends in Japan. In: 2020 IEEE Conference on Virtual Reality and 3D User Interfaces Abstracts and Workshops (VRW). Atlanta, GA: IEEE. P. 497–503. https://doi.org/10.1109/VRW50115.2020.00103.
Burden D., Savin-Baden M. (2019) Virtual Humans: Today and Tomorrow. New York, NY: Chapman and Hall/CRC; Taylor & Francis Group. https://doi.org/10.1201/9781315151199.
Busse K. (2018) The Ethics of Studying Online Fandom. In: Scott S., Click M. A. (eds.) The Routledge Companion to Media Fandom. Routledge, Taylor & Francis Group. P. 9–18.
Busse K., Hellekson K. (2006) Introduction: Work in Progress. In: Busse K., Hellekson K. (eds.) Fan Fiction and Fan Communities in the Age of the Internet. Jefferson, NC: McFarland. P. 5–32.
Byun K. J., Ahn S. J. (Grace). (2023) A Systematic Review of Virtual Influencers: Similarities and Differences Between Human and Virtual Influencers in Interactive Advertising. Journal of Interactive Advertising. Vol. 23. No. 4. P. 293–306. https://doi.org/10.1080/15252019.2023.2236102.
Chew N. (2018) Tumblr as Counterpublic Space for Fan Mobilization. Transformative Works and Cultures. Vol. 27. https://doi.org/10.3983/twc.2018.1186
Chow P.S. (2020) Ghost in the (Hollywood) Machine: Emergent Applications of Artificial Intelligence in the Film Industry. NECSUS: European Journal of Media Studies. Vol. 9. No. 1. P. 193–214. https://doi.org/10.25969/mediarep/14307.
Coppa F. A (2006) Brief History of Media Fandom In: Busse K., Hellekson K. (eds.) Fan Fiction and Fan Communities in the Age of the Internet. Jefferson, NC: McFarland. P. 41–59.
Danesi M. (2024) AI-Generated Popular Culture: A Semiotic Perspective. Cham: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1007/978-3-031-54752-2.
Datta A., Goswami R. (2021) The Film Industry Leaps Into Artificial Intelligence: Scope and Challenges by the Filmmakers. In: Rathore V. S. et. al (eds.) Rising Threats in Expert Applications and Solutions. Vol. 1187. P. 665–670. Singapore: Springer. https://doi.org/10.1007/978-981-15-6014-9_80.
Dean J., Andrews P. (2021) Celebritization from Below: Celebrity, Fandom, and Anti-Fandom in British Politics. New Political Science. Vol. 43. No. 3. P. 320–338. https://doi.org/10.1080/07393148.2021.1957602.
Duffett M. (2013) Understanding Fandom: An introduction to the Study of Media Fan Culture. N.Y.: Bloomsbury.
Edwards A. (2018) Literature Fandom and Literary Fans. In: Booth P. (ed.) A Companion to Media Fandom and Fan Studies. Hoboken: John Wiley and Sons, Inc. P. 47–64. https://doi.org/10.1002/9781119237211.ch3.
Elliott A. (2019) The Culture of AI: Everyday Life and the Digital Revolution. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315387185.
Frey M. (2021) Netflix Recommends: Algorithms, Film Choice, and the History of Taste. Berkeley: University of California Press. https://doi.org/10.1525/9780520382022.
Fui-Hoon Nah F., Zheng R., Ca J., Siau K., Chen L. (2023) Generative AI and ChatGPT: Applications, Challenges, and AI-Human Collaboration. Journal of Information Technology Case and Application Research. Vol. 25. No. 3. P. 277–304. https://doi.org/10.1080/15228053.2023.2233814.
Gray J., Sandvoss C., Harrington C. L. (eds.) (2017) Fandom: Identities and Communities in a Mediated World (Second Edition). New York, NY: New York University Press. https://doi.org/10.18574/nyu/9781479845453.001.0001.
Han S. (2021) AI, Culture Industries and Entertainment. In: Elliott A. (ed.) The Routledge Social Science Handbook of AI. London: Routledge. P. 295–312.
Hellekson K. (2018) The Fan Experience. In: Booth P. (ed.) A Companion to Media Fandom and Fan Studies. Hoboken: John Wiley and Sons, Inc. P. 65–76.
Hepp A. (2020) Deep Mediatization. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781351064903.
Hermann I. (2023) Artificial Intelligence in Fiction: Between Narratives and Metaphors. AI & Society. Vol. 38. No. 1. P. 319–329. https://doi.org/10.1007/s00146-021-01299-6
Jenkins H. (2005) Textual Poachers: Television Fans and Participatory Culture. New York, NY.; London: Routledge.
Jenkins H. (2018) Fandom, Negotiation, and Participatory Culture. In: Booth P. (ed.) A Companion to Media Fandom and Fan Studies. Hoboken: John Wiley and Sons, Inc. P. 13–26.
Jin D. Y. (2021) Artificial Intelligence in Cultural Production: Critical Perspectives on Digital Platforms. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781003164258.
Kalpokas I. (2021) Problematising Reality: The Promises and Perils of Synthetic Media. SN Social Sciences, Vol. 1. No. 1. https://doi.org/10.1007/s43545-020-00010-8.
Kang E. J., Kim H., Kim H., Kim J. (2022) ‘When AI Meets the K-Pop Culture: A Case Study of Fans’ Perception of AI Private Call’. In: NeurIPS 2022 Workshop. https://ai-cultures.github.io/papers/when_ai_meets_the_k_pop_cultur.pdf (accessed: 28.03.2024).
Lamerichs N. (2018a) Productive Fandom: Intermediality and Affective Reception in Fan Cultures. Amsterdam: Amsterdam University Press.
Lamerichs N. (2018b) The Next Wave in Participatory Culture: Mixing Human and Nonhuman Entities in Creative Practices and Fandom. Transformative Works and Cultures. Vol. 28. https://doi.org/10.3983/twc.2018.1501.
Linden H., Linden S. (2017) Fans and Fan Cultures. London: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1057/978-1-137-50129-5.
Liu J. (2023) Virtual Presence, Real Connections: Exploring the Role of Parasocial Relationships in Virtual Idol Fan Community Participation. Global Media and China. https://doi.org/10.1177/20594364231222976.
McCracken A. (2018). A History of Fandom in Broadcasting. In: Bodroghkozy A. (ed.) A Companion to the History of American Broadcasting. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, Inc. P. 413–442. https://doi.org/10.1002/9781118646151.ch19.
Manovich L. (2019) AI Aesthetics. Moscow: Strelka Press.
Marshall A. (2020) Our Stories, Our Selves: Star Wars Fanfictions as Feminist Counterpublic Discourses in Digital Imaginaria. Journal of Fandom Studies. Vol. 8. No. 3. P. 277–288. https://doi.org/10.1386/jfs_00024_1.
Mussies M. (2023) Artificial Intelligence and the Production of Fan Art. Transformative Works and Cultures. Vol. 40. https://doi.org/10.3983/twc.2023.2431.
Nader K., Toprac P., Scott S., Baker S. (2022) Public Understanding of Artificial Intelligence Through Entertainment Media. AI & Society. Vol. 39. P. 713–726. https://doi.org/10.1007/s00146-022-01427-w.
Nuranda D. R., Purwaningtyas M. P. F. (2023) Between Human and Virtual Idol: Fans Reception Analysis of Digital Alter Ego Concept. Komunikator. Vol. 15. No. 1. P. 31–40. https://doi.org/10.18196/jkm.17235.
Popova M. (2020) Reading out of Context: Pornographic Deepfakes, Celebrity and Intimacy. Porn Studies. Vol. 7. No. 4. P. 367–381. https://doi.org/10.1080/23268743.2019.1675090.
Schwabach A. (2011) Fan Fiction and Copyright: Outsider Works and Intellectual Property Protection (1st ed.). London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315581965.
Schwabach A. (2016) Fan Works and the Law. In: Gelder K. (ed.) New Directions in Popular Fiction. London: Palgrave Macmillan. P. 405–424. https://doi.org/10.1057/978-1-137-52346-4_20.
Stanfill M. (2019) Exploiting Fandom: How the Media Industry Seeks to Manipulate Fans. Iowa: University of Iowa Press.
Yin Y. (2020) An Emergent Algorithmic Culture: The Data-ization of Online Fandom in China. International Journal of Cultural Studies. Vol. 23. No. 4. P. 475–492. https://doi.org/10.1177/1367877920908269.
Zwaan K., Duits L., Belinders S. (2014) Introduction. In: Duits L., Zwaan K., Belinders S. (eds.) The Ashgate Research Companion to Fan Cultures. Farnham: Ashgate. P. 1–6.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.