Включенность россиян в образовательные практики, формирующие человеческий капитал

Авторы

  • Екатерина Дмитриевна Слободенюк Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” https://orcid.org/0000-0002-4255-5050
  • Анастасия Вадимовна Каравай Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-3122-4819
  • Светлана Владимировна Мареева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-2057-8518

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.4.2570

Ключевые слова:

человеческий капитал, человеческий потенциал, образовательные практики, инвестиции времени, неравенство

Аннотация

Инвестиции населения в человеческий капитал обычно оцениваются с помощью расходов на образование, но этот подход имеет свои ограничения, поскольку соответствующие затраты могут быть не денежными, а временны́ми. В данном исследовании авторы обращаются к анализу включенности взрослого населения страны в широкий спектр образовательных практик, а затем фокусируются только на тех из них, которые нацелены на повышение навыков и знаний, приносящих потенциальную отдачу на рынке труда. Эмпирической базой выступают данные проекта «Выборочное наблюдение участия населения в непрерывном образовании» Росстата за 2020 г. Включенность в разнообразные образовательные практики не так широко распространена среди россиян; еще реже наблюдается вовлеченность в те формы получения знаний, которые связаны с повышением своего профессионального уровня. При этом далеко не все из них воспринимаются как инвестиции в человеческий капитал самим населением. Результаты регрессионного анализа показывают, что включенность в образовательные практики, формирующие человеческий капитал, во многом детерминируется особенностями положения работника на рынке труда и «требованиями профессии» — уровнем образования, его профилем, профессиональной позицией. Влияют на этот выбор и внешние факторы структурного характера, связанные с характеристиками предприятия и отрасли, а также спецификой локальных рынков труда.

Благодарность. Статья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).

Биографии авторов

Екатерина Дмитриевна Слободенюк, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат социологических наук, старший научный сотрудник
  • Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
    • старший научный сотрудник

Анастасия Вадимовна Каравай, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат социологических наук, старший научный сотрудник
  • Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
    • старший научный сотрудник

Светлана Владимировна Мареева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат социологических наук, заведующий Центром стратификационных исследований Института социальной политики
  • Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
    • ведущий научный сотрудник
  •  

Библиографические ссылки

Век живи — век учись: непрерывное образование в России / под ред. Коршунова И. А., Фрумина И. Д. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019.

Korshunov I. A., Frumin I. D. (ed.) (2019) A Century of Living — a Century of Learning: Continuing Education in Russia. Moscow: HSE Publishing House. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1779-6. (In Russ.)

Григорьев Л. М., Урожаева Ю. В., Иванов Д. С. Синтетическая классификация регионов: основа региональной политики // Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации / под ред. Л.М. Григорьева, Н.В. Зубаревич, Г.Р. Хасаева. М.: ТЕИС, 2011. С. 34-56.

Grigoryev L. M., Urozhaeva Yu. V., Ivanov D. S (2011) Synthetic Classification of Russian Regions as the Basis of Regional Policy. In: Grigorieva L. M., Zubarevich N. V., Khasaeva G. R. (eds.) Russian Regions: the Economic Crisis and Problems of Modernization. Moscow: TEIS. Р. 34-56. (In Russ.)

Зайцева О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 7. С. 106—109.

Zaitseva O. V. (2009) Continuing Education: Basic Concepts and Definitions. Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. No. 7. P. 106—109. (In Russ.)

Капелюшников Р. И. Отдача от образования в России: ниже некуда? // Вопросы экономики. 2021. № 8. С. 37—68.

Kapeliushnikov R. I. (2021) Returns to Education in Russia: Nowhere Below? Voprosy Ekonomiki. No. 8. P. 37—68. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-8-37-68. (In Russ.)

Каравай А. В. Включенность работающих россиян в получение дополнительного профессионального образования // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 123—143.

Karavay A. V. (2016) Participation of Russian Workers in Continuing Professional Education. Voprosy Obrazovaniya / Educational Studies Moscow. No. 4. P. 123—143. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-4-123-143. (In Russ.)

Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / под ред. Кузьминова Я. И., Фрумина И. Д., Сорокина П. С. (ред.) М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.

Kuzminov Ya. I., Frumin I. D., Sorokin P. S. (ed.) (2019) How Can Education be Made an Engine of Socio-Economic Development? Moscow: HSE Publishing House. (In Russ.)

Каравай А. В. Состояние человеческого капитала российских профессионалов // Terra Economicus. 2021. Т. 19. № 1. С. 124—137.

Karavay, A. V. (2021) State of Human Capital of the Russian Professionals. Terra Economicus. Vol. 19. No. 1. P. 124—137. http://dx.doi.org/10.18522/2073-6606-2021-19-1-124-137. (In Russ.)

Лукьянова А. Л. Отдача от образования: что показывает мета-анализ // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 14. № 3. С. 326—348.

Lukyanova A. L. (2010) Return on Education: What the Meta-Analysis Shows. The Higher School of Economics Economic Journal. Vol. 14. No. 3. P. 326—348. (In Russ.)

Мареева С. В. Практики инвестирования среднего класса в свой человеческий капитал // Terra Economicus. 2012. Т. 10. № 1. С. 165—173.

Mareeva S. V. (2012) Practices of Investing the Middle Class in Their Human Capital. Terra Economicus. Vol. 10. No. 1. P. 165—173. (In Russ.)

Ощепков А. Ю. Отдача от высшего образования в российских регионах // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 14. № 4. С. 468—491.

Oshchepkov A. Yu. (2010) Return on Higher Education in Russian Regions. The Higher School of Economics Economic Journal. Vol. 14. No. 4. P. 468—491. (In Russ.)

Пишняк А. И., Горяйнова А. Р., Назарбаева Е. А., Халина Н. В. Инвестиции среднего класса в человеческий капитал: потребление платных услуг в области образования и медицины // Вопросы экономики. 2020. Т. 11. С. 69—85.

Pishnyak A. I., Goryainova A. R., Nazarbayeva E. A., Khalina N. V. (2020) Investments of the Middle Class in Human Capital: Consumption of Paid Services in the Field of Education and Medicine. Voprosy Ekonomiki. Vol. 11. P. 69—85. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-11-69-85. (In Russ.)

Рожкова К. В., Рощин С. Ю., Солнцев С. А., Травкин П. В. Отдача на магистерскую степень на российском рынке труда // Вопросы экономики. 2021. № 8. С. 69—92.

Rozhkova K. V., Roshchin S. Y., Solntsev S. A., Travkin P. V. (2021) The Return to Master’s Degree in the Russian Labor Market. Voprosy Ekonomiki. No. 8. P. 69—92. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-8-69-92. (In Russ.)

Социальная защита в России до и после пандемии: развилки будущего / под ред. Л. Н. Овчаровой, О. В. Синявской. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.

Ovcharova L. N., Sinyavskaya O. V. (ed.) (2022) Social Protection in Russia Before and After the Pandemic: Forks of the Future. Moscow: HSE Publishing House. (In Russ.)

Тихонова Н. Е. Человеческий капитал профессионалов и руководителей: состояние и динамика // Вестник Института социологии. 2017. Т. 8. № 2. С. 140—165.

Tikhonova N. E. (2017) Human Capital of Professionals and Managers: State and Dynamics. Bulletin of the Institute of Sociology. Vol. 8. No. 2. P. 140—165. https://doi.org/10.19181/vis.2017.21.2.462. (In Russ.)

Тихонова Н. Е., Каравай А. В. Человеческий капитал российских рабочих: общее состояние и специфические особенности // Мир России. Социология. Этнология. 2017. Т. 26. № 3. С. 6—35.

Tikhonova N. E., Karavay A. V. (2017) Human Capital of Russian Workers: General Condition and Specific Features. The Universe of Russia. Sociology. Ethnology. Vol. 26. No. 3. P. 6—35. https://doi.org/10.17323/1811-038Х-2017-26-3-6-35. (In Russ.)

Человеческий капитал российских профессионалов: состояние, динамика, факторы / отв. ред. Н. Е. Тихонова, Ю. В. Латов. М.: ФНИСЦ РАН, 2023.

Tikhonova N. E., Latov Yu. V. (ed.) (2023) Human Capital of Russian Professionals: State, Dynamics, Factors. Moscow: FCTAS RAS. https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-420-8.2023. (In Russ.)

Aspin D. N., Chapman J. D. (2000) Lifelong Learning: Concepts and Conceptions. International Journal of Lifelong Education. Vol. 19. No. 1. P. 2—19.

Becker G. S. (1993) Nobel lecture: The Economic Way of Looking at Behavior. Journal of Political Economy. Vol. 101. No. 3. P. 385—409.

Field J. (2000) Lifelong Learning and the New Educational Order. Stoke-on-Trent: Trentham Books.

Laal M. (2011) Lifelong Learning: What Does it Mean? Procedia-Social and Behavioral Sciences. Vol. 28. P. 470—474.

Mincer J. (1962) On-the-job training: Costs, Returns, and Some Implications. Journal of Political Economy. Vol. 70. No. 5. P. 2. P. 50—79.

Schultz T. W. (1961) Investment in Human Capital. The American Economic Review. Vol. 51. No. 1. P. 1—17.

Загрузки

Опубликован

2024-09-10

Как цитировать

Слободенюк, Е. Д., Каравай, А. В., & Мареева, С. В. (2024). Включенность россиян в образовательные практики, формирующие человеческий капитал. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (4). https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.4.2570

Выпуск

Раздел

Социология образования