«Особого выбора не было»: институциональные условия и культурные нарративы образовательного выбора в моногородах

Авторы

  • Ксения Романовна Романенко Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-8037-9142

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.3.2537

Ключевые слова:

моногорода, образовательный выбор, образовательные траектории, переход школа — вуз, взаимодействие университетов и предприятий, культурные нарративы

Аннотация

В рамках культурсоциологического подхода в статье изучаются культурные нарративы, которыми обосновывают свой образовательный выбор студенты, обучающиеся по программам высшего образования в российских моногородах, а также то, в каких институциональных условиях осуществляется этот выбор. Исследование выполнено в качественной стратегии по результатам 70 полуструктурированных биографических и экспертных интервью со студентами, представителями вузов и предприятий моногородов Свердловской области. Полевые материалы интерпретированы с помощью процедур обоснованной теории и дискурс-анализа.

В качестве основного результата выделено восемь ключевых нарративов: нарратив избегания опасности, ловушки и освобождения, предопределенности и долга городу и предприятию, обязательного свободного времени, неотменяемой случайности, продолжения династии, инженерной гордости, надежности и заботы. Описаны практики взаимодействия вузов и предприятий, определяющие образовательный выбор и включающие в себя базовые кафедры, организацию студенческих практик, совместные профориентационные мероприятия для школьников, специальные стипендии с обязательством их отработать.

Благодарность. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РНФ научного проекта № 22-18-00687 «Исследование трансформации институционального дизайна российской образовательно-инновационной системы в условиях постпандемической реальности: экосистемный анализ и картографирование ландшафта».

Автор выражает благодарность Екатерине Шибановой за дискуссии о моногородах, Екатерине Масловой за помощь с исследовательской литературой, Адель Овакимян за помощь с гайдами, Гавриилу Агаркову за помощь с контактами в поле, а также Станиславу Авдееву, Елизавете Александровой, Анастасии Андреевой, Екатерине Абалмасовой, Анастасии Вшивковой, Михаилу Гасинцу, Алексею Егорову, Маргарите Кирюшиной, Анастасии Лаховой, Елене Мельниковой, Дмитрию Михайловскому, Анастасии Пичугиной, Анне Марии Филипповой и Гарику Чахояну за проведение интервью, использованных в работе.

Биография автора

Ксения Романовна Романенко, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат наук об образовании, доцент, эксперт проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов»
    • научный сотрудник Лаборатории инноваций в образовании, Институт образования 

Библиографические ссылки

Абрамов Р. Н. Советская инженерно-техническая интеллигенция 1960—80-х гг.: в поиске границ коллективного сознания // Вестник Института социологии. 2017. Т. 8. № 1. С. 114—130. https://doi.org/10.19181/vis.2017.20.1.441.

Abramov R. N. (2017) Soviet Engineering and Technical Intellectuals from the 1960’s to the 1980’s: Searching for the Boundaries of Collective Consciousness. Bulletin of the Institute of Sociology. Vol. 8. No. 1. P. 114—130. https://doi.org/10.19181/vis.2017.20.1.441. (In Russ.)

Богданов М. Б., Малик В. М. Как сочетаются социальное, территориальное и гендерное неравенства в образовательных траекториях молодежи России? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 391—421. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1603.

Bogdanov M. B., Malik V. M. (2020) Social, Territorial and Gender Inequalities in Educational Trajectories of the Russian Youth. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 3. P. 391—421. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1603. (In Russ.)

Веселкова Н., Вандышев М., Прямикова Е. Профессиональное образование в моногородах: производство мобильности // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2021. № 3. С. 8—32. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-8-32.

Veselkova N., Vandyshev M., Pryamikova E. (2021) Technical and Vocational Education and Training in Monotowns: Production of Mobility. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow. No. 3. P. 8—32. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-8-32.

Каспэ И. В союзе с утопией: смысловые рубежи позднесоветской культуры. М.: НЛО. 2018.

Kaspe I. (2018) In Alliance with Utopia. The Semantic Frontiers of Late Soviet Culture. Moscow: New Literary Observer. (In Russ.)

Кукулин И. Периодика для ИТР: Советские научно-популярные журналы и моделирование интересов позднесоветской научно-технической интеллигенции // Новое литературное обозрение. 2017. № 3. С. 61—85.

Kukulin I. (2017) Periodicals for Engineers: Soviet Popular Science Journals and the Shaping of the Late-Soviet Scientific and Technical Intelligentsia’s Interests. New Literary Observer. No. 3. P. 61—85. (In Russ.)

Куракин Д. Трагедия неравенства: расчеловечивая «тотального человека» // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 3. С. 167—231. https://doi.org/10.17323/1728-192x-2020-3-167-231.

Kurakin D. (2020) Tragedy of Inequality: Dehumanizing “L’Homme Total”. Russian Sociological Review. Vol. 19. No. 3. P. 167—231. https://doi.org/10.17323/1728-192x-2020-3-167-231. (In Russ.)

Куракин Д., Кусимова Т. Нарративная структура «эскейпа»: прогрессивный нарратив и культурные структуры восходящей мобильности в селективном российском университете // Laboratorium: журнал социальных исследований. 2024. C. 102-140. https://doi.org/10.25285/2078-1938-2023-15-3-102-140.

Kurakin D., Kusimova T. (2024) Narrative Structures of “Escape”: Progressive Narrative and Cultural Structures of Upward Mobility at an Elite Russian University. Laboratorium: Russian Review of Social Research. P. 102-140. https://doi.org/10.25285/2078-1938-2023-15-3-102-140. (In Russ.)

Малиновский С.С., Шибанова Е.Ю., Маслова Е.А. В чем разница между «самыми лучшими» и «достаточно престижными» университетами? Карьерные ожидания студентов ведущих и неселективных вузов // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2024. (в печати).

Malinovskiy S., Shibanova E., Maslova E. (2024) What is the Difference between a “Top” and a “Rather Prestigious” University? Career Expectations of Students of Leading and Non-Selective Universities. Educational Studies Moscow. (Forthcoming). (In Russ.)

Маслова А. Н. Моногорода в России: проблемы и решения // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2011. Т. 4. № 5. С. 16—28.

Maslova A. N. (2011) Monocities in Russia: Problems and Solutions. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law. Vol. 4. No. 5. P. 16—28. (In Russ.)

Маслова Е. М. Уехать или остаться? Образовательная миграция выпускников селективных школ (на примере школы г. Хабаровска). Магистерская диссертация, на правах рукописи. М.: Высшая школа экономики, Институт образования, 2023.

Maslova E.M. (2023) To Leave or to Stay? Educational Migration of Graduates of Selective Schools (a Study Case of a School in Khabarovsk). Master's Thesis. Moscow: HSE University, Institute of Education. (In Russ.)

Романенко К. Р., Шибанова Е. Ю., Абалмасова Е. С., Егоров А. А. Высшее образование в моногородах: организационные форматы, практики, вызовы // Университетское управление: практика и анализ. 2018. T. 22. № 4. С. 110—125. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.04.044.

Romanenko K.R., Shibanova E.Y., Abalmasova E.S. Egorov A.A. (2018) Higher Education in Single-Industry Towns: Models, Practices, Challenges. University Management: Practice and Analysis. Vol. 22. No. 4. P. 110—125. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.04.044. (In Russ.)

Ткач О. А. Заводская династия: воспроизводство и трансформация “советского” феномена в контексте современной промышленной корпорации // Российский экономический интернет-журнал. 2007. № 3. С. 1—9.

Tkach O.A. (2007) Manufactorial Dynasty: Reproduction and Transformation of “Soviet” Phenomenon in the Context of a Modern Industrial Corporation. Russian Economics Online-Journal. No. 3. P. 1—9. (In Russ.)

Ткач О. А. Заводская династия как социально-культурный феномен: советский и постсоветский периоды: автореф. дисс. ...канд. социол. наук: 22.00.24. СПб.: Социологический институт РАН, 2008.

Tkach O. A. (2008) Manufactorial Dynasty as a Socio-Cultural Phenomenon: Soviet and Post-Soviet Periods. Extended Abstact of the Doctoral Dissertation in Sociology. Saint-Petersburg: Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences. (In Russ.)

Ball S., Davies J., David M., Reay D. (2002) ‘Classification’ and ‘Judgement’: Social Class and the ‘Cognitive Structures’ of Choice of Higher Education. British Journal of Sociology of Education. Vol. 23. No. 1. P. 51—72. https://doi.org/10.1080/01425690120102854.

Binder W., Kurakin D. (2019) Biography and Form of Life. Toward a Cultural Analysis of Narrative Interviews. Sociológia (Sociology). Vol. 51. No. 6. P. 563—583. https://doi.org/10.31577/sociologia.2019.51.6.23.

Cian H., Dou R. (2024) Masculinized Discourses of STEM Interest, Performance, and Competence that Shape University STEM Students' Recognition of a “STEM Person”. Journal of Research in Science Teaching. Vol. 61. No. 5. P. 1062-1092. https://doi.org/10.1002/tea.21937.

Clark B. R., Trow M. (1966) The organizational context. In: Newcomband T. M., Wilson E. K. (eds.) College Peer Groups: Problems and Prospects for Research. Chicago, IL: Aldine Press. P. 17-70.

Gergen K. (2005) Narrative, Moral Identity, and Historical Consciousness: A Social Constructionist Account. In: J. Straub (ed.) Narration, Identity, and Historical Consciousness. New York, NY: Berghahn. P. 99—119.

Hayter R. (2017) Single Industry Resource Towns. In: Sheppard E., Barnes T. J. (eds.) A Companion to Economic Geography. P. 290—307. https://doi.org/10.1002/9781405166430.ch18.

Lamont M. (2017) Prisms of Inequality: Moral Boundaries, Exclusion, and Academic Evaluation. Amsterdam: Praemium Erasmianum Foundation.

Lareau A. (2015) Cultural Knowledge and Social Inequality. American Sociological Review. Vol. 80. No. 1. P. 1—27. https://doi.org/10.1177/0003122414565814.

Lareau A. (2018) Unequal Childhoods: Class, Race, and Family Life. In: Grusky D. B., Hill J. (eds.) Inequality in the 21st Century. Routledge. P. 444—451.

Lemke J. (1994) Textual Politics: Discourse and Social Dynamics. London: Taylor & Francis.

MacLure M. (2003) Discourse in Educational and Social Research. Buckingham: Open University Press.

Minina E., Yanbarisova D., Pavlenko E. (2020) Educational Choice of Russian High School Students in Grade Nine. International Studies in Sociology of Education. Vol. 29. No. 4. P. 326—343. https://doi.org/10.1080/09620214.2020.1728362.

Minina E., Pavlenko E. (2023) ‘Choosing the Lesser of Evils’: Cultural Narrative and Career Decision-Making in Post-Soviet Russia. Journal of Youth Studies. Vol. 26. No. 9. P. 1109—1129. https://doi.org/10.1080/13676261.2022.2071123.

Scott W. R. (2008) Institutional Theory meets Organization Studies. In: Scott W. R. (ed.) Institutions and Organizations: Ideas and Interests. Sage. P. 19—46.

Strauss A. L., Corbin, J. (1990) Basics of Qualitative Research: Grounded Theory Procedures and Techniques. Thousand Oaks, CA: Sage.

Trow M. A. (1960) The Campus Viewed as a Culture: Research on College Students. Boulder: Western Interstate Commission on Higher Education. P. 106—123.

Загрузки

Опубликован

2024-07-10

Как цитировать

Романенко, К. Р. (2024). «Особого выбора не было»: институциональные условия и культурные нарративы образовательного выбора в моногородах. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (3), 204—229. https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.3.2537

Выпуск

Раздел

Социология образования