Патриотический дискурс в Рунете: до и после 24 февраля 2022 г.

Авторы

  • Иван Андреевич Анкудинов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-7001-4163

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.2.2515

Ключевые слова:

патриотизм, СВО, Рунет, социальные сети, анализ текстов, эффект сплочения

Аннотация

Зафиксированный после 24 февраля 2022 г. патриотический подъем нашел своеобразное отражение в русскоязычном сегменте интернета. Хотя социологи почти единодушны в том, что социальное самочувствие граждан и их отношение к властям улучшились, цифровые следы этих изменений не так заметны: невооруженным взглядом видна только усилившаяся поляризация по линии «за — против». В работе измеряется непосредственный (краткосрочный) эффект, который начало СВО оказало на настроения российских интернет-пользователей. Основываясь на анализе тональности свыше 300 тыс. публикаций в социальных сетях, автор показывает, что онлайн-среда почти не восприняла тот консенсус, который, по всей видимости, сложился в офлайн-пространстве. Результаты оценки регрессионных моделей и тематического моделирования показывают незначительный, но статистически значимый рост «негатива» в интернет-публикациях на связанные с патриотизмом темы после начала СВО. При этом вторым переломным моментом с точки зрения тональности публикаций на тему патриотизма стало принятие закона о дискредитации армии 4 марта 2022 г. — в этой точке происходит небольшое частичное восстановление. Кроме того, проведенный анализ показывает, что использование отечественных социальных сетей устойчиво связано с более позитивной тональностью рассмотренных сообщений по сравнению с зарубежными. Автор предполагает, что причина наблюдаемого противоречия заключается в специфике аудитории Рунета, более склонной к политическому активизму и демонстрации своих взглядов по сравнению с населением страны в целом.

Благодарность. Автор выражает искреннюю благодарность Д.В. Сальниковой за правки и помощь в разработке дизайна исследования.

Биография автора

Иван Андреевич Анкудинов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • ассистент, департамент политики и управления факультета социальных наук

Библиографические ссылки

Ахременко А. С., Беленков В. Е., Петров А. П. Логика протестных кампаний: от эмпирических данных к динамическим моделям (и обратно) // Полис. Политические исследования. 2021. № 3. С. 147―165. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.03.10.

Akhremenko A. S., Belenkov V. E., Petrov A. P. (2021) The Logic of Protest Campaigns: From Empirical Data to Dynamic Models (and Back). Polis. Political Studies. No. 3. P. 147―165. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.03.10. (In Russ.)

Ахременко А. С., Стукал Д. К., Петров А. П. Сеть или текст? Факторы распространения протеста в социальных медиа: теория и анализ данных // Полис. Политические исследования. 2020. № 2. С. 73―91. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.02.06.

Akhremenko A. S., Stukal D. K., Petrov A. P. (2020) Network vs Message in Protest Diffusion on Social Media: Theoretical and Data Analytics Perspectives. Polis. Political Studies. No. 2. P. 73―91. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.02.06. (In Russ.)

Казун А. Д. Эффект “rally around the flag”. Как и почему растет поддержка власти во время трагедий и международных конфликтов? // Полис. Политические исследования. 2017. № 1. С. 136―146. http://dx.doi.org/10.17976/jpps/2017.01.12.

Kazun A. D. (2017) “Rally Around the Flag” Effect. How and Why Support of the Authorities Grow During International Conflicts and Tragedies? Polis. Political Studies. No. 1. P. 136―146. http://dx.doi.org/10.17976/jpps/2017.01.12. (In Russ.)

Кислицына О. А. Национальная гордость и проявление патриотизма // Наука. Культура. Общество. 2011. № 1. С. 26―36.

Kislitsyna O. A. (2011) National Pride and Manifestation of Patriotism. Science. Culture. Society. No. 1. P. 26―36. (In Russ.)

Кольцова О. Ю., Киркиж Э. А. Влияние интернета на участие в протестах // Полития. 2016. № 1. С. 90―110.

Koltsova O. Yu., Kirkizh E. A. (2016) Influence of the Internet on Participation in Protests. Politeia. No. 1. P. 90―110. (In Russ.)

Кольцова О., Маслинский А. Выявление тематической структуры российской блогосферы: автоматические методы анализа текстов // Социология: Методология, методы, математическое моделирование. 2013. № 36. С. 113―139.

Koltsova O., Maslinsky A. (2013) Identifying the Thematic Structure of the Russian Blogosphere: Automatic Text Analysis Methods. Sociology: Methodology, Methods, Mathematical Modeling. No. 36. P. 113―139. (In Russ.)

Сикевич З. В., Федорова А. А. Границы русского патриотизма (опыт нереактивного и классического исследования) // Социологические исследования. 2021. № 6. С. 134―146. https://doi.org/10.31857/S013216250014126-1.

Sikevich Z. V., Fedorova A. A. (2021) Boundaries of Russian Patriotism (The Case of Non-Reactive Classic Research). Sotsiologicheskie Issledovaniya. P. 134―146. https://doi.org/10.31857/S013216250014126-1. (In Russ.)

Стукал Д. К., Ахременко А. С., Петров А. П. Аффективная политическая поляризация и язык ненависти: созданы друг для друга? // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022. Т. 24. № 3. С. 480―498. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2022-24-3-480-498.

Stukal D. K., Akhremenko A. S., Petrov A. P. (2022) Affective Political Polarization and Hate Speech: Made for Each Other? RUDN Journal of Political Science. Vol. 24. No. 3. P. 480―498. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2022-24-3-480-498. (In Russ.)

Трофимова И. Н. Гражданский активизм в современном российском обществе: особенности локализации // Социологические исследования. 2015. № 4. С. 72―77.

Trofimova I. N. (2015) Civic Activism in Modern Russian Society: Features of Localization. Sotsiologicheskie Issledovaniya. No. 4. P. 72―77. (In Russ.)

Alyukov M., Kunilovskaya M., Semenov A. (2023) Wartime Media Monitor (WarMM-2022): A Study of Information Manipulation on Russian Social Media during the Russia-Ukraine War. In: Proceedings of the 7th Joint SIGHUM Workshop on Computational Linguistics for Cultural Heritage, Social Sciences, Humanities and Literature. Dubrovnik, Croatia: Association for Computational Linguistics. P. 152―161. https://doi.org/10.18653/v1/2023.latechclfl-1.17.

Aznar-Casanova J. A., Gavilán J. M., Moreno Sánchez M., Haro J. (2020) The Emotional Attentional Blink as a Measure of Patriotism. The Spanish Journal of Psychology. Vol. 23. P. e30. https://doi.org/10.1017/SJP.2020.32.

Beck N., Katz J. N. (2011) Modeling Dynamics in Time-Series—Cross-Section Political Economy Data. Annual Review of Political Science. Vol. 14. P. 331―352. https://doi.org/10.1146/annurev-polisci-071510-103222.

Bisbee J., Larson J. M. (2017) Testing Social Science Network Theories with Online Network Data: An Evaluation of External Validity. American Political Science Review. Vol. 111. No. 3. P. 502―521. https://doi.org/10.1017/S0003055417000120.

Bodrunova S. S. (2021) Social Media and Political Dissent in Russia and Belarus: An Introduction to the Special Issue. Social Media + Society. Vol. 7. No. 4. P. 1―8. https://doi.org/10.1177/20563051211063470.

Chae Y., Lee S., Kim Y. (2019) Meta-Analysis of the Relationship Between Internet Use and Political Participation: Examining Main and Moderating Effects. Asian Journal of Communication. Vol. 29. No. 1. P. 35―54. https://doi.org/10.1080/01292986.2018.1499121.

Feezell J. T., Conroy M., Guerrero M. (2016) Internet Use and Political Participation: Engaging Citizenship Norms through Online Activities. Journal of Information Technology & Politics. Vol. 13. No. 2. P. 95―107. http://dx.doi.org/10.1080/19331681.2016.1166994.

Freelon D., McIlwain C., Clark M. (2018) Quantifying the Power and Consequences of Social Media Protest. New Media & Society. Vol. 20. No. 3. P. 990―1011. https://doi.org/10.1177/1461444816676646.

Hale H. E. (2018) How Crimea Pays: Media, Rallying ‘Round the Flag, and Authoritarian Support. Comparative Politics. Vol. 50. No. 3. P. 369―391. https://doi.org/10.5129/001041518822704953.

Huntington-Klein N. (2021) The Effect: An Introduction to Research Design and Causality. New York, NY: Chapman and Hall/CRC. http://doi.org/10.1201/9781003226055.

Kizilova K., Norris P. (2022) Assessing Russian Public Opinion on the Ukraine War. Russian Analytical Digest. No. 281. 2―7. https://doi.org/10.3929/ethz-b-000539633.

Kubin E., von Sikorski C. (2021) The Role of (Social) Media in Political Polarization: A Systematic Review. Annals of the International Communication Association. Vol. 45. No. 3. P. 188―206. http://doi.org/10.1080/23808985.2021.1976070.

Le Huérou A. (2015) Where Does the Motherland Begin? Private and Public Dimensions of Contemporary Russian Patriotism in Schools and Youth Organisations: A View from the Field. Europe-Asia Studies. Vol. 67. No. 1. P. 28―48. http://doi.org/10.1080/09668136.2014.988999.

Newey W. K., West K. D. (1987) A Simple, Positive Semi-Definite, Heteroskedasticity and Autocorrelation Consistent Covariance Matrix. Econometric. Vol. 55. No. 3. P. 703―708. https://doi.org/10.3386/T0055.

Peterson B., Harrell Jr F. E. (1990) Partial Proportional Odds Models for Ordinal Response Variables. Journal of the Royal Statistical Society. Series C (Applied Statistics). Vol. 39. No. 2. P. 205―217. https://doi.org/10.2307/2347760.

Reuter O. J., Szakonyi D. (2015) Online Social Media and Political Awareness in Authoritarian Regimes. British Journal of Political Science. Vol. 45. No. 1. P. 29―51. https://doi.org/10.1017/S0007123413000203.

Schober M. F., Pasek J., Guggenheim L., Lampe C., Conrad F. G. (2016) Social Media Analyses for Social Measurement. Public Opinion Quarterly. Vol. 80. No. 1. P. 180―211. https://doi.org/10.1093/poq/nfv048.

Shcheglova T., Gradoselskaya G., Karpov I. (2020) Methodology for Measuring Polarization of Political Discourse: Case of Comparing Oppositional and Patriotic Discourse in Online Social Networks. In: Bychkov, I., Kalyagin, V., Pardalos, P., Prokopyev, O. (eds.) Network Algorithms, Data Mining, and Applications. NET 2018. Springer Proceedings in Mathematics & Statistics. Vol. 315. Cham: Springer. P. 219―230. https://doi.org/10.1007/978-3-030-37157-9_15.

Skoric M. M., Zhu Q., Goh D., Pang N. (2016) Social Media and Citizen Engagement: A Meta-Analytic Review. New Media & Society. Vol. 18. No. 9. P. 1817―1839. https://doi.org/10.1177/1461444815616221.

Smetanin S. (2020) The Applications of Sentiment Analysis for Russian Language Texts: Current Challenges and Future Perspectives. IEEE Access. Vol. 8. P. 110693―110719. http://dx.doi.org/10.1109/ACCESS.2020.3002215.

Spaiser V., Chadefaux T., Donnay K., Russman F., Helbing D. (2017) Communication Power Struggles on Social Media: A Case Study of the 2011―12 Russian Protests. Journal of Information Technology & Politics. Vol. 14. No. 2. P. 132―153. https://doi.org/10.1080/19331681.2017.1308288.

Spector M., Kitsuse J. I. (2017) Constructing Social Problems. London: Routledge.

Urman A., Makhortykh M. (2022) My War Is Your Special Operation: Engagement with Pro-and Anti-Regime Framing of the War in Ukraine on Russian Social Media. Preprint. http://doi.org/10.31219/osf.io/67snk.

Загрузки

Опубликован

2024-05-07

Как цитировать

Анкудинов, И. А. (2024). Патриотический дискурс в Рунете: до и после 24 февраля 2022 г. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (2), 153–177. https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.2.2515

Выпуск

Раздел

Социология интернета