Отношение студентов к научной карьере: кейс Волгоградского государственного технического университета

Авторы

  • Сергей Константинович Волков Российский государственный университет социальных технологий https://orcid.org/0000-0002-4852-145X
  • Ольга Евгеньевна Акимова Волгоградский государственный технический университет https://orcid.org/0000-0001-6967-7608
  • Алексей Борисович Симонов Волгоградский государственный технический университет https://orcid.org/0000-0002-6771-8995

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.4.2434

Ключевые слова:

наука, научная карьера, мотивация к научной деятельности, воспроизводство научных кадров, иностранные студенты, конкурентоспособность университета, молодежь

Аннотация

Статья посвящена выявлению и оценке представлений студентов о науке и научной карьере. Эмпирической базой исследования выступают данные опроса, проведенного методом онлайн-анкетирования с февраля по март 2023 г. среди студентов пяти вузов Волгограда (N = 1553). Респонденты отбирались методом неслучайной выборки («снежного кома») среди молодежи, которая не имеет опыта научной деятельности. Результаты анкетирования были дополнены структурированными интервью с участниками, отобранными случайно (N = 5). Исследование свидетельствует о низкой значимости науки в качестве потенциальной сферы для построения карьеры. В качестве наиболее значимых критериев при выборе потенциального рабочего места студенты указывают уровень дохода и стабильность: чем выше заработная плата, тем престижнее работа в той или иной области, в том числе и научной. Анализ когнитивной составляющей отношения к науке показал, что студенты в целом положительно воспринимают научную деятельность. Анализ аффективной компоненты свидетельствует о том, что студенты ассоциируют науку с одаренностью, и многие из них не видят себя в будущем учеными по причине отсутствия талантов и низкой самоэффективности. В качестве рекомендаций авторы делают акцент на проактивном подходе к воспроизводству научных кадров. Необходимо демонстрировать потенциальным ученым тесную взаимосвязь между научными исследованиями и решением конкретных прикладных задач.

Биографии авторов

Сергей Константинович Волков, Российский государственный университет социальных технологий

  • Российский государственный университет социальных технологий, Волгоград, Россия
    • кандидат экономических наук, директор Волгоградского филиала
  • Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия
    • доцент кафедры «Экономика и предпринимательство»

Ольга Евгеньевна Акимова, Волгоградский государственный технический университет

  • Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия
    • кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и предпринимательство»

Алексей Борисович Симонов, Волгоградский государственный технический университет

  • Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия
    • кандидат экономических наук, доцент кафедры «Информационные системы в экономике»

Библиографические ссылки

Акимова О.Е., Волков С.К., Ефимов Е.Г. Привлекательность российских территорий: оценка мнений центениалов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 4. С. 384—404.https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.4.1908.

Akimova O.E., Volkov S.K., Efimov E.G. (2021) The Appeal of Russian Regions: Views of the Generation Z. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 4. P. 384—404. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.4.1908. (In Russ.)

Акманаева Д.Х. Особенности приобщения студентов к научной деятельности в условиях современного российского вуза // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 1. С. 294—297.

Akmanaeva D.Kh. (2012) The Features of Students’ Inclusion to Scientific Activity at a Russian Higher Education Institute. Knowledge. Understanding. Skill. No. 1. P. 294—297. (In Russ.)

Банникова Л.Н., Кондрашин С.А. Новые возможности для повышения привлекательности научной карьеры молодежи // Human Progress. 2022. Т. 8. № 2. С. 15. https://doi.org/10.34709/IM.182.15.

Bannikova L.N., Kondrashin S.A. (2022) New Opportunities to Increase the Scientific Career Attractiveness for the Youth. Human Progress. Vol. 8. No. 2. Art. 15. https://doi.org/10.34709/IM.182.15. (In Russ.)

Вольчик В.В. Реформирование российской системы высшего образования: роль мифов и институтов // TERRA ECONOMICUS. 2013.Т.11. № 2. С. 94—103.

Volchik V.V. (2013) Reformation of the Russian Higher Education System: The Role of Myths and Institutions. TERRA ECONOMICUS. Vol. 11. No. 2. P. 94—103. (In Russ.)

Гохберг Л. М., ДитковскийК. А., Евневич Е. И. и др. Индикаторы науки. М.: НИУ ВШЭ, 2020.

Gokhberg L.M., Ditkovskiy K.A., Evnevich E.I. etal.(2020) Indicators of Science. Moscow: HSE. (In Russ.)

Коган Е.А. Отношение студентов вузов к научно-исследовательской работе // Человеческий капитал. 2020. № 8. С. 179—187. https://doi.org/10.25629/HC.2020.08.17.

Kogan E.A. (2020) Attitude of University Students to Scientific Research. Human Capital. No. 8. P. 179—187. https://doi.org/10.25629/HC.2020.08.17.(In Russ.)

Кокшаров В.А., Агарков Г.А. Международная научная миграция: прогресс или угроза научно-технической безопасности России // Экономика региона. 2018. Т. 14. № 1. С. 243—252. https://doi.org/10.17059/2018-1-19.

Koksharov V.A., Agarkov G.A. (2018) International Scientific Migration: Progress or Threat to Scientific and Technical Security of Russia. Economy of Regions. Vol. 14. No. 1. P. 243—252. https://doi.org/10.17059/2018-1-19. (In Russ.)

Прокопенко С.А. Рыночный подход к реформированию университета // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 5. С. 27—32.

Prokopenko S.A. (2006) Market Approach to University Reforming. University Management: Practice and Analysis. No. 5. P. 27—32. (In Russ.)

Семенова А.А. Привлекательность научной карьеры в оценках молодежи // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2021. № 7. С. 143—154.https://doi.org/10.24412/2414-9241-2021-7-143-154.

Semenova A.A. (2021) The Attractiveness of a Scientific Career in Youth Assessments. The Problems of a Scientist and Scientific Groups Activity. No. 7. P. 143—154. https://doi.org/10.24412/2414-9241-2021-7-143-154. (In Russ.)

Судас Л.Г., Юрасова М.В. Отношение студентов к науке и научной работе // Мониторинг общественного мнения. 2005. № 3. С. 72—82.

Sudas L.G., Yurasova M.V. (2005) Student’s Attitudes towards Science and Scientific Work. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 3. P. 72—82. (In Russ.)

Фролов Д.П. Российская система университетского образования: вопросы институциональной эффективности // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 11. С. 94—102.

Frolov D.P. (2016) The Russian System of University Education: Issues of Institutional Effective Strength. Regional Economics: Theory and Practice. No.11. P. 94—102. (In Russ.)

Barmby P., Kind P. M., Jones K. (2008) Examining Changing Attitudes in Secondary School Science. International Journal of Science Education. Vol. 30. No. 8. P. 1075—1093. https://doi.org/10.1080/09500690701344966.

Bennett J., Hogarth S. (2009) Would You Want to Talk to a Scientist at a Party? High School Students’ Attitudes to School Science and to Science. International Journal of Science Education. Vol. 31. No. 14. P. 1975—1998. https://doi.org/10.1080/09500690802425581.

Breakwell G. M., Beardsell S. (1992) Gender, Parental and Peer Influences upon Science Attitudes and Activities. Public Understanding of Science. Vol. 1. No. 2. P. 183—197. https://doi.org/10.1088/0963-6625/1/2/003.

Brooks T. (2011) Effects of Single-Gender Middle School Classes on Science Achievement and Attitude. PhD Thesis. Minneapolis, MN: Walden University.

Chi S., Wang Z., Liu X., Zhu L. (2017) Associations among Attitudes, Perceived Difficulty of Learning Science, Gender, Parents’ Occupation and Students’ Scientific Competencies. International Journal of Science Education. Vol. 39. No. 16. P. 2171—2188. https://doi.org/10.1080/09500693.2017.1366675.

Christenson S. L., Reschly A. L., Wylie C. (2012) The Handbook of Research on Student Engagement. New York, NY: Springer.

Dua Y. S., Blair D. G., Kaur T., Choudhary R. K. (2020) Can Einstein’s Theory of General Relativity Be Taught to Indonesian High School Students? Journal Pendidikan IPA Indonesia. Vol.9. No. 1. P. 50—58. https://doi.org/10.15294/jpii.v9i1.22468.

Durant J. R., Evans G.A., Thomas G.P. (1989) The Public Understanding of Science. Nature. Vol. 340. No. 6228. P. 11—14. https://doi.org/10.1038/340011a0.

Elliniadou E., Sofianopoulou C. (2021) Students’ Attitudes towards Science: Where Do We Go from Here. In: Carmo M. (ed.) International Conference on Education and New Developments 2021. Lisbon: in Science Press. P.511—515. https://doi.org/10.36315/2021end108.

Foppoli A., Choudhary R., Blair D., Kaur T., Moschilla J., Zadnik M. (2019) Public and Teacher Response to Einsteinian Physics in Schools. Physics Education. Vol. 54. Art. 015001. https://doi.org/10.1088/1361-6552/aae4a4.

Gardner P.L. (1975) Attitudes to Science. Studies in Science Education. Vol. 2. P. 1—41. http://dx.doi.org/10.1080/03057267508559818.

Hacieminoglu E. (2016) Elementary School Students’ Attitude toward Science and Related Variables. Interdisciplinary Journal of Environmental and Science Education. Vol. 11. No. 2. P. 35—52.

Jenkins E.W. (1994) Public Understanding of Science and Science Education for Action. Journal of Curriculum Studies. Vol. 26. No. 6. P. 601—611.https://doi.org/10.1080/0022027940260602.

Kennedy P. M. (1993) Preparing for the Twenty-First Century. New York, NY: Random House.

Mao P., Cai Z., He J., Chen X., Fan. X (2021) The Relationship Between Attitude Toward Science and Academic Achievement in Science: A Three-Level Meta-Analysis. Frontiers in Psychology. Vol. 12. Art. 784068. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.784068.

Mungin R. E. (2012) Problem-Based Learning versus Traditional Science Instruction: Achievement and Interest in Science of Middle Grades Minority Females. PhD Thesis. Minneapolis, MN: Capella University.

Ng K. T., Lay Y. F., Areepattamannil S., Treagust D. F., Chandrasegaran A. L. (2012) Relationship between Affect and Achievement in Science and Mathematics in Malaysia and Singapore. Research in Science & Technological Education. Vol. 30. No. 3. P. 225—237.https://doi.org/10.1080/02635143.2012.708655.

Oliver J.S., Simpson R.D. (1988) Influences of Attitude toward Science, Achievement Motivation, and Science Self Concept on Achievement in Science: A Longitudinal Study. Science Education. Vol. 72. No. 2. P. 143—155. https://doi.org/10.1002/sce.3730720204.

Ormerod M.B., Duckworth D. (1975) Pupils’ Attitudes to Science: A Review of Research. Berkshire: NFER, Winsdor.

Osborne J., Simon S., Collins S. (2003) Attitudes towards Science: A review of the Literature and its Implications. International Journal of Science Education. Vol. 25. No. 9. P. 1049—1079. https://doi.org/10.1080/0950069032000032199.

Piburn M.D., Baker D. R. (1993) If I Were the Teacher…Qualitative Study of Attitude toward Science. Science Education. Vol. 77. No. 4. P. 393—406. https://doi.org/10.1002/sce.3730770404.

Potvin P., Hasni A. (2014) Analysis of the Decline in Interest towards School Science and Technology from Grades 5 Through 11. Journal of Science Education and Technology. Vol. 23. P. 784—802. https://doi.org/10.1007/s10956-014-9512-x.

Reid N. (2006) Thoughts on Attitude Measurement. Research in Science & Technological Education. Vol. 24. No. 1. P. 3—27. https://doi.org/10.1080/02635140500485332.

Rennie L. J., Punch K. F. (1991) The Relationship between Affect and Achievement in Science. Journal of Research in Science Teaching. Vol. 28. No. 2. P. 193—209. https://doi.org/10.1002/tea.3660280209.

Romine W., Sadler T., Presley M., Klosterman M. L. (2014) Student Interest in Technology and Science (SITS) Survey: Development, Validation, and Use of a New Instrument. International Journal of Science and Mathematics Education. Vol. 12. P. 261—283.https://doi.org/10.1007/s10763-013-9410-3.

Ryan R. M., Deci E. L. (2009) Promoting Self-Determined School Engagement; Motivation, Learning and Well-Being. In: Wenzel K. R., Wigfield A. (eds.) Handbook of Motivation at School. New York, NY: Routledge. P. 171—195.

Smithers A., Robinson P. (1988) The Growth of Mixed A-Levels. Manchester: Carmichael Press.

Unfried A., Faber M., Stanhope D. S., Wiebe E. (2015) The Development and Validation of a Measure of Student Attitudes Toward Science, Technology, Engineering, and Math (S-STEM). Journal of Psychoeducational Assessment. Vol. 33. No. 7. P. 622—639.https://doi.org/10.1177/0734282915571160.

Wang C.L., Liou P.Y. (2017) Students’ Motivational Beliefs in Science Learning, School Motivational Contexts, and Science Achievement in Taiwan. International Journal of Science Education. Vol. 39. No. 7. P. 898—917. https://doi.org/10.1080/09500693.2017.1310410.

Wood R. (2019) Students’ Motivation to Engage with Science Learning Activities through the Lens of Self-Determination Theory: Results from a Single-Case School-Based Study. EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. Vol. 15. No. 7. Art. em1718. https://doi.org/10.29333/ejmste/106110.

Zheng A., Tucker-Drob E. M., Briley D. A. (2019) National Gross Domestic Product, Science Interest, and Science Achievement: A Direct Replication and Extension of the Tucker-Drob, Cheung, and Briley (2014) Study. Psychological Science. Vol. 30. No. 5. P. 776—788. https://doi.org/10.1177/0956797619835768.

Загрузки

Опубликован

2024-09-10

Как цитировать

Волков, С. К., Акимова, О. Е., & Симонов, А. Б. (2024). Отношение студентов к научной карьере: кейс Волгоградского государственного технического университета. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (4). https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.4.2434

Выпуск

Раздел

Исследования науки и технологий

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)