Традиционалисткие православные медиа: структура дискурса и особенности функционирования
DOI:
https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.2.17Ключевые слова:
медиатизация, православие, традиционализм, медиа, религиозная идентичностьАннотация
В статье рассматривается, каким образом традиционалистские группы внутри православного сообщества используют печатные и интернет- медиа для ретрансляции собственной версии православия или модели религиозной идентичности. Для данной группы характерны: продвижение общественной миссии православия, курс на укрепление сотрудничества церкви и государства, антизападничество. Для анализа были отобраны «Православная газета» (печатное издание Екатеринбургской епархии) и веб-портал «Православие. ру». Проведенный анализ показал, что функционирование традиционалистских медиа обладает рядом особенностей. Происходит гибридизация жанров: проповедь адаптируется к жанру интервью, а очерк о духовной жизни подается как новость. Выстраивается особый православный хронотоп. Светское представление об актуальности как постоянной смене повестки заменяется цикличностью церковной жизни: наиболее значимые события связаны с религиозными праздниками. Наблюдается проекция структуры религиозного института на медиадискурс: в ранжировании тем и авторов сообщений «Православная газета» и «Православие.ру» следуют принципу иерархичности, характерному для офлайн-православия. Таким образом, традиционалистские медиа адаптируют печатные и интернет-издания для внутригрупповой коммуникации, формируют собственную медиасреду.