Особенности потенциала «мягкой силы» в интернет-мемах о COVID-19

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.6.2417

Ключевые слова:

молодежь, интернет-мемы, интернет-воздействие, медиа, COVID-19, мягкая сила

Аннотация

Исследование посвящено изучению особенностей потенциала «мягкой силы» интернет-мемов, ограниченных тематикой COVID-19. Представлены результаты анализа восприятия интернет-мемов молодежью 14-35 лет с учетом различий по полу. К обсуждению предлагаются тепловые карты, полученные в ходе работы с респондентами на айтрекере Tobii Pro Scerum (150 Hz), позволяющие оценить фиксацию взгляда испытуемого.

Работа с группой респондентов позволила определить ключевые вербально-визуальные элементы интернет-мемов, удерживающие внимание респондентов. В исследовании сделаны выводы о реакции респондентов на стимульный материал в зависимости от возраста и пола. Определены смысловые доминанты мемов и степень их считываемости, на основании чего отмечено, что в большей степени воздействию рассматриваемых интернет-мемов подвержены молодежные группы в возрасте 14―17 и 18―24 лет, так как их восприятие характеризуется повышенным буквализмом и эмоциональностью. Различия по признаку пола менее выражены, чем различия между возрастными группами.

Благодарность. Работа была выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках гранта «Soft power-потенциал интернет-мемов: ключевые механизмы воздействия» № 21-011-32197 опн_мол.

Биографии авторов

Марина Рашитовна Бабикова, Уральский государственный педагогический университет

  • Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия
    • кандидат филологических наук, доцент кафедры межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного

Ольга Владимировна Кружкова, Уральский государственный педагогический университет

  • Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия
    • кандидат психологичсеких наук, доцен, зав. лабораторией перспективных социосредовых исследований
    • доцент кафедры общей психологии и конфликтологии

Екатерина Михайловна Божко, Московский государственный лингвистический университет

  • Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия
    • кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка переводческого факультета

Библиографические ссылки

Бабич Н. С., Батыков И. В. Когнитивное сопротивление воздействиям со стороны государства в России (на примере вакцинации от COVID-19) // Социологическая наука и социальная практика. 2022. Т. 10. № 2. С. 26—38. https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.2.9025.

Babich N. S., Batykov I. V. (2022) Cognitive Resistance to Government Influences in Russia (The Case of COVID-19 Vaccination). Sociological Science and Social Practice. Vol. 10. № 2. P. 26—38. https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.2.9025. (In Russ.)

Вакушенко Т. Д. Влияние интернет-среды на молодежь // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер: сборник научных статей. Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2022. С. 4—8.

Vakushenko T. D. (2022) The Influence of the Internet Environment on Youth. In: Improving the Quality of Professional Training of Specialists in the Social and Educational Spheres: A Collection of Scientific Articles. Vitebsk: Vitebsk State University. P. 4—8. (In Russ.)

Горбачева А. В., Берлин Хенис А. А., Пучкова А. Н., Осадчий М. А. Сложность восприятия демотиваторов и мемов: экспериментальное исследование // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2021. Т. 20. № 2. С. 74—86. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2021.2.7.

Gorbacheva A. V., Berlin Khenis A. A., Puchkova A. N., Osadchi M. A. (2021) Experimental Study of Demotivators and Memes Perception Complexity. Science Journal of Volgograd State University. Linguistics. Vol. 20. No. 2. P. 74—86. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2021.2.7. (In Russ.)

Гладкая Н. В. К вопросу о демотиваторах как неотъемлемой составляющей интернет-дискурса // Новые горизонты русистики. 2020. № 11. С. 14—20.

Gladkaya N. V. (2020) About the Demotivator as an Intolerable Internet-Discourse Component. New Horizons of Russian Studies. No. 11. P. 14—20. (In Russ.)

Горбатов Д. С., Гурушкин П. Ю. Приемы пропаганды в новостных интернет-мемах мессенджера телеграмм // Власть. 2021. Т. 29. № 3. С. 26—35. https://doi.org/10.31171/vlast.v29i3.8128.

Gorbatov D. S., Gurushkin P. Y. (2021) Techniques of Propaganda in Internet News Memes of the Telegram Messenger. Vlast’. Vol. 29. No. 3. P. 26—35. https://doi.org/10.31171/vlast.v29i3.8128. (In Russ.)

Драгунова Т. В. Вопросы психологии личности школьника: о некоторых психологически особенностях подростка. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961.

Dragunova T. V. (1961) Questions of the Psychology of the Personality of a Schoolchild: About Some Psychological Characteristics of a Teenager. Moscow: The Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR. (In Russ.)

Ермаков Ю. А. «Мягкая сила» социально-политических манипуляций человеком // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2013. Т. 119. № 4. С. 215—225.

Ermakov Yu. A. (2013) “Soft power” of Social and Political Manipulations by the Man. Ural Federal University Journal. Series 1. Issues in Education, Science and Culture. Vol. 119. No. 4. P. 215—225. (In Russ.)

Катермина В. В., Липириди С. Х. Лексика пандемии коронавируса как отражение эволюции социума. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 1. С. 95—105.

Katermina V. V., Lipiridi S. Ch. (2022) Vocabulary of the Coronavirus Pandemic as a Reflection of the Evolution of Society. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. No. 1. P. 95—105 (In Russ.)

Костина А. В. «Мягкая сила» как «жесткая сила»: «цветные революции» // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 1. С. 171—183. https://doi.org/10.17805/zpu.2019.1.13.

Kostina A. V. (2019) “Soft Power” as “Hard Power”: “Color Revolutions”. Knowledge. Understanding. Skill. No. 1. P. 171—183. https://doi.org/10.17805/zpu.2019.1.13. (In Russ.)

Котова В. С. Мемы на тему ковида как летопись пандемии // Медиасреда. 2021. № 1. С. 102—113. https://doi.org/10.47475/2070-0717-2021-10117.

Kotova V. S. (2021) Covid Memes as a Chronicle of the Pandemic. Media Environment. No. 1. P. 102—113. https://doi.org/10.47475/2070-0717-2021-10117. (In Russ.)

Матяш Н. В., Павлова Т. А. Возрастная психология. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. https://doi.org/10.23681/578503.

Matyash N. V., Pavlova T. A. (2020) Age-Related Psychology. Moscow; Berlin: Direkt-Media. https://doi.org/10.23681/578503. (In Russ.)

Микитинец О. И., Чебыкин Д. Д. Инструменты «мягкой силы»: опыт культурологического осмысления // МедиаВектор. 2022. № 6. С. 135—139.

Mikitinets O. I., Chebykin D. D. (2022) Tools of “Soft power”: Experience of Cultural Understanding. MediaVector. No. 43. P. 135—139. (In Russ.)

Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). СПб.: Речь, 2006.

Regush L. A. (2006) Problems of Mental Development and Their Prevention (from Birth to Old Age). Saint Petersburg: Rech. (In Russ.)

Русакова О. Ф. Концепт «мягкой силы» (soft power) в современной политической философии // Научный ежегодник института философии и права Уральского отделения РАН. 2010. № 10. С. 173—192.

Rusakova O. F. (2010) The Concept of “Soft Power” in Contemporary Political Philosophy. Research Yearbook of the Institute of Philosophy and Law of the Ural Branch of the RAS. No. 10. P. 173—192. (In Russ.)

Строганов В. Б. Манипулятивные технологии soft power в Интернете // Дискурс-Пи. 2017. № 3-4. С. 155-160. https://doi.org/10.17506/dipi.2017.2829.34.155160.

Stroganov V.B. (2017) Manipulative Soft Power Technologies in the Internet. Discourse-P. No. 3-4. P. 155—160. https://doi.org/10.17506/dipi.2017.2829.34.155160. (In Russ.)

Тагильцева Ю. Р. Приемы информационно-психологического воздействия в статических поликодовых текстах, посвященных самоизоляции // Политическая лингвистика. 2021. № 2. С. 127—133. https://doi.org/10.12345/1999-2629_2021_02_12.

Tagiltseva Yu. R. (2021) Techniques of Information and Psychological Impact in Static Polycode Texts on Lockdown. Political Linguistics. No. 2. P. 127—133. https://doi.org/10.12345/1999-2629_2021_02_12. (In Russ.)

Фарахутдинов Ш. Ф., Панова А. В. Айтрекинг в маркетинговых и социологических исследованиях // Социология. 2019. № 5. С. 189—198.

Farakhutdinov Sh. F., Panova A. V. (2019) Eye Tracking in Marketing and Sociological Research. Sociology. No. 5. P. 189—198. (In Russ.)

Федосеева О. И. Технология «мягкой силы»: сущность, инструменты и маркеры воздействия // Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики: Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 октября 2023 года. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2023. С. 289—300.

Fedoseeva, O I. (2023) Technology of “Soft Power”: Essence, Tools and Markers of Influence. In: Pedagogy and Psychology in the Activities of Law Enforcement Officers: Integration of Theory and Practice. Proceedings of the international scientific and practical conference, St. Petersburg, October 27, 2023. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2023. P. 289—300. (In Russ.)

Фразеологический словарь русского языка / сост. Л. А. Войнова [и др.]; под ред. А. И. Молоткова. М.: Русский язык, 1978.

Molotkov A. I. (ed.) (1978) Phraseological Dictionary of the Russian Language. Moscow: Russian Language. (In Russ.)

Шомова С. А. Политический интернет-мем: сущность, специфика, разновидности // Бизнес. Общество. Власть. 2015. № 22. С. 28—41.

Shomova S. A. (2015) The Political Internet Meme: Essence, Characteristics, Types. Business. Society. Power. No. 22. P. 28—41. (In Russ.)

Шомова С. А. Мемы как они есть. М.: Аспект Пресс, 2019.

Shomova S. A. (2019) Memes as They Are. Moscow: Aspeсt Press. (In Russ.)

Шомова С. А. Мем-летописец: репрезентация новостной повестки дня пандемии в меметическом контенте Рунета // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 399—424. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.5.1977.

Shomova S. A. (2021). Meme-Chronicler: Representation of the News Agenda of the Pandemic in Memetic Content of the Runet. Monitoring Public Opinion: Economic and Social Changes. Vol. 5. P. 399—424. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.5.1977. (In Russ.)

Щербатых Ю. В. Стресс в период пандемии COVID-19 и способы профилактики постковидного синдрома // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2022. № 1. С. 319—331.

Shcherbatykh Yu. V. (2022) Stress during the COVID-19 Pandemic and Ways to Prevent Post-Covid Syndrome. The Bulletin on Pedagogics and Psychology of Southern Siberia. No. 1. P. 319—331. (In Russ.)

Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.

Elkonin D. B. (1989) Selected Psychological Works. Moscow: Pedagogy. (In Russ.)

Akram U., Ellis J. G., Cau G., Hershaw F., Ashlieen R., Lowe M., Trommelen C., Drabble J. (2021) Eye Tracking and Attentional Bias for Depressive Internet Memes in Depression. Experimental Brain Research. Vol. 239. P. 575—581. https://doi.org/10.1007/s00221-020-06001-8.

Boudry M., Hofhuisb S. (2018) Parasites of the Mind. Why Cultural Theorists Need the Meme’s Eye View. Cognitive Systems Research. Vol. 52. P. 155—167. https://doi.org/10.1016/j.cogsys.2018.06.010.

Gadi A. (2023) Smile! It's only Covid: Analyzing Covid‑19 Internet Memes. Journal of Creativity. Vol. 33. No. 1. P. 100049. https://doi.org/10.1016/j.yjoc.2023.100049.

Gartus A., Klemer N., Leder H. (2015) The Effects of Visual Context and Individual Differences on Perception and Evaluation of Modern Art and Graffiti Art. Acta Psychologica. Vol. 156. P. 64—76. https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2015.01.005.

Gartus A., Helmut L. (2014) The White Cube of the Museum Versus the Gray Cube of the Street: The Role of Context in Aesthetic Evaluations. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. No. 8. P. 311—320. https://doi.org/10.1037/a0036847.

Hussein A. T., Aljamili L. N. (2020) Covid‑19 Humor in Jordanian Social Media: A Socio-Semiotic Approach. Heliyon. Vol. 6. No. 12. P. e05696. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e05696.

Kruzhkova O. V., Simonova I. A., Ljovkina A. O., Krivoshchekova M. S. (2021) Vandal Practices as a Psychological Response to the COVID-19 Pandemic. Changing Societies & Personalities. Vol. 5. No. 3. P. 452—480. https://doi.org/10.15826/csp.2021.5.3.145.

Nye J.S., Jr. (2004) Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York, NY: Public Affairs.

Piata A. (2016) When Metaphor Becomes a Joke: Metaphor Journeys from Political Ads to Internet Memes. Journal of Pragmatics. Vol. 106. P. 39—56. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2016.10.003.

Ross A. S., Rivers D. (2017). Digital Cultures of Political Participation: Internet Memes and the Discursive Delegitimization of the 2016 US Presidential Candidates. Discourse, Context & Media. Vol. 16. P. 1–11. https://doi.org/10.1016/j.dcm.2017.01.001.

Shawn N., Geniolea B., Bird M., Witzel A., McEvoy J., Proietti V. (2022) Preliminary Evidence that Brief Exposure to Vaccination-Related Internet Memes May Influence Intentions to Vaccinate Against COVID-19. Computers in Human Behavior. Vol. 131. No. 2. Art. 107218. https://doi.org/10.1016/j.chb.2022.107218.

Загрузки

Опубликован

2025-01-10

Как цитировать

Бабикова, М. Р., Кружкова, О. В., & Божко, Е. М. (2025). Особенности потенциала «мягкой силы» в интернет-мемах о COVID-19. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (6), 251–274. https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.6.2417

Выпуск

Раздел

Медиасоциология