Изучение профессиональных репутаций как игра: социология знания, теория игр и токенизированные реестры

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2023.3.2296

Ключевые слова:

репутация, профессиональные сообщества, токенизированные реестры, социология науки, теория игр, координационные игры

Аннотация

Значимость репутации для социального мира, для успешной работы институтов и принятия решений людьми и организациями сложно переоценить, однако и механизмы репутации, и само это понятие остаются недостаточно проясненными и исследованными в социальных науках. Возможно ли исследовать и, главное, делать публичными репутации? Мы полагаем, что да, и в данной статье описываем возможный метод для этого, опирающийся на теорию игр (и, конкретно, координационные игры), понимание репутации как неявного социального знания, технологию токенизированных реестров (token-curated registries, TCR) и консенсус профессиональных сообществ. Описанный нами подход позволяет исследовать наличие в сообществах консенсуса относительно репутационных свойств различных объектов (конкретных специалистов, институций, научных журналов и т.п.). В статье мы описываем токенизированные реестры как прообраз нашего метода, возникший в блокчейн- и IT-среде, и сложности, возникшие при их использовании для оценки репутаций в реальном мире. Далее мы предлагаем социологическую концептуализацию репутации как неявного социального знания (versus ее понимания как формы капитала) и указываем на точки пересечения этой концептуализации с теорией игр. Наконец, на этой основе мы предлагаем дизайн и процедуру координационных игр по оценке репутации и останавливаемся на преимуществах и ограничениях предлагаемого нами метода.

Биографии авторов

Артем Анатольевич Космарский, Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН)

  • Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН), Москва, Россия
    • заместитель директора Лаборатории исследований блокчейна в образовании и науке (ЛИБОН)

Николай Валентинович Гордийчук, Университет Гамбурга

  • Университет Гамбурга, Гамбург, Германия

    • научный сотрудник

Библиографические ссылки

Бурдьё П. Социология веры и верования социологов // Начала. М.: Socio-Logos. 1994. C. 133—140.

Bourdieu P. (1994) Sociologues de la croyance et croyance de sociologies. In: Nachala. Мoscow: Socio-Logos. P. 133—140. (In Russ.)

Бурдьё П. Поле литературы // Новое литературное обозрение. 2000. № 45. С. 22—87.

Bourdieu P. (2000) Le champ litteraire. New Literary Review. No. 45. P. 22—87. (In Russ.)

Бурдьё П. Клиническая социология поля науки // Социоанализ Пьера Бурдье. Альманах Российско-Французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001.

Bourdieu P. (2001) Les usages sociaux de la science. Pour une sociologie clinique du champ scientifique. In: Pierre Bourdieu's Socioanalysis. Almanac of the Russian-French Center for Sociology and Philosophy of the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences. Moscow: Institute of Experimental Sociology; St. Petersburg: Aletheia. (In Russ.)

Бычкова О., Космарский А. Блокчейн как res publica: к политической генеалогии распределенного реестра // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 5. № 4. С. 175—200. https://doi.org/10.17323/2587-8719-2021-4-175-200.

Bychkova O., Kosmarski A. (2021) Blockchain as Res Publica: Towards a Political Genealogy of a Distributed Ledger. Philosophy. Journal of the Higher School of Economics. Vol. 5. No. 4. P. 175—200. https://doi.org/10.17323/2587-8719-2021-4-175-200. (In Russ.)

Камшилова О.Н., Чернявская В.Е. Академическая репутация: дискурсивный анализ современной российской практики // Terra Linguistica. 2020. Т. 11. № 1. С. 69—80. https://doi.org/10.18721/JHSS.11105.

Kumshilova O. N., Cherniavskaya V. E. (2020) An Academic Reputation: A Discursive Analysis of a Contemporary Russian Practice. Terra Linguistica. Vol. 11. No. 1. P. 69—80. https://doi.org/10.18721/JHSS.11105. (In Russ.)

Картавцев В., Космарский А. Общество взаимного оценивания: как устроены и что скрывают современные системы рейтингования // СоциоДиггер. 2021. Т. 2. № 7 (12). С. 5—15.

Kartavtsev V., Kosmarski A. (2021) The Peer-Assessment Society: How Modern Rating Systems Work and What They Hide. SocioDigger. Vol. 2. No. 7. P. 5—15. (In Russ.)

Космарский А. А., Картавцев В. В., Подорванюк Н. Ю., Боде М. М. Трайбы и транспарентность: перспективы цифровых механизмов самоорганизации в российской науке // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 6. С. 65—90. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.6.05.

Kosmarski A. A., Kartavtsev V. V., Podorvanyuk N. Yu., Bode M. M. (2019) Tribes and Transparency: Prospects for Digital Governance in Russian Science. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 6. P. 65—90. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.6.05. (In Russ.)

Сафонова М., Соколов М. Структура российской социологии // Социологические исследования. 2021. Т. 11. № 11. С. 91—105. https://doi.org/10.31857/S013216250015488-9.

Safonova M., Sokolov M. (2021) The Structure of Russian Sociology. Sociological Studies. Vol. 11. No. 1. P. 91—105. https://doi.org/10.31857/S013216250015488-9. (In Russ.)

Срничек Н. Капитализм платформ. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019.

Srnicek N. (2019) Platform Capitalism. Moscow: Higher School of Economics Publishing House. (In Russ.)

Шовен П.-М. Социология репутаций. Одно определение и пять вопросов // Отечественные записки. 2014. № 1. С. 85—99.

Chauvin P.-M. (2014). La sociologie des reputations. Une définition et cinq questions. Annals of the Fatherland. No. 1. P. 85—99. (In Russ.)

Bacharach M., Bernasconi M. (1997) The Variable Frame Theory of Focal Points an Experimental Study. Games and Economic Behavior. Vol. 19. No. 1. P. 1—45. https://doi.org/10.1006/game.1997.0546.

Bourdieu P. (1975) The Specificity of the Scientific Field and the Social Conditions of the Progress of Reason. Information (International Social Science Council). Vol. 14. No. 6. P. 19—47.

Bourdieu P. (1992) Les règles de l'art. Genèse et structure du champ littéraire. Paris: Seuil.

Crawford V. P., Gneezy U., Rottenstreich Y. (2008) The Power of Focal Points Is Limited: Even Minute Payoff Asymmetry May Yield Large Coordination Failures. The American Economic Review. Vol. 98. No. 4. P. 1443—1458. http://dx.doi.org/10.1257/aer.98.4.1443.

Dalen H.P., Henkens K. (2005) Signals in Science — On the Importance of Signaling in Gaining Attention in Science. Scientometrics. No. 64. P. 209—233. https://doi.org/10.1007/s11192-005-0248-5.

Dellarocas C. (2003) The Digitization of Word of Mouth: Promise and Challenges of Online Feedback Mechanisms. Management Science. No. 49. P. 1407—1424. https://doi.org/10.1287/mnsc.49.10.1407.17308.

Devetag G. (2005) Precedent Transfer in Coordination Games: An Experiment. Economics Letters. Vol. 89. No. 2. P. 227—232. https://doi.org/10.1016/j.econlet.2005.05.038.

Devetag G., Ortmann A. (2007) When and Why? A Critical Survey on Coordination Failure in the Laboratory. Experimental Economics. Vol. 10. P. 331—344. https://doi.org/10.1007/s10683-007-9178-9.

Dorn C. (2019) When Reactivity Fails: The Limited Effects of Hospital Rankings. Social Science Information. Vol. 58. No. 2. P. 327—353. https://doi.org/10.1177/0539018419848994.

Duffy J., Feltovich N. (2006) Words, Deeds, and Lies: Strategic Behaviour in Games with Multiple Signals. The Review of Economic Studies. Vol. 73. No. 3. P. 669—688. https://doi.org/10.1111/j.1467-937X.2006.00391.x.

Gandini A. (2016) The Reputation Economy: Understanding Knowledge Work in Digital Society. London: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1057/978-1-137-56107-7.

Gauthier D. (1975). Coordination. Dialogue. Vol. 14. No. 2. P. 195—221. https://doi.org/10.1017/S0012217300043365.

Gigerenzer G., Hertwig R, Pachur T. (eds.) (2011) Heuristics: The Foundations of Adaptive Behavior. New York, NY: Oxford University Press.

Hearn A. (2010) Structuring Feeling: Web 2.0, Online Ranking and Rating, and the Digital ‘Reputation’ Economy. Ephemera. Vol. 10. No. 3/4. P. 421—438.

Kosmarski A., Gordiychuk N. (2020) Token-curated registry in a scholarly journal: Can blockchain support journal communities? Learned Publishing. Vol. 33. No. 3. P. 333—339. https://doi.org/10.1002/leap.1302.

Larrouy L. (2013) Bacharach's ‘Variable Frame Theory’: A Legacy from Schelling's Issue in the Refinement Program? GREDEG Working Papers 2013-11, Groupe de Recherche en Droit, Economie, Gestion (GREDEG CNRS), Université Côte d'Azur, France.

Mehta J., Starmer C., Sugden R. (1994) The Nature of Salience: An Experimental Investigation of Pure Coordination Games. The American Economic Review. Vol. 84. No. 3. P. 658—673.

Origgi G. (2017) Reputation: What It Is and Why It Matters. Translated by Stephen Holmes, Noga Arikha. Princeton, NJ: Princeton University Press. https://doi.org/10.2307/j.ctvc77bzk.

Schelling, Th.C. (1960) The Strategy of Conflict. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Shore Ch., Wright S. (2000) Coercive Accountability. In: Strathern M. (ed.) Audit Cultures. London: Routledge. P. 57—89.

Stahl D. O., Wilson P. W. (1995) On Players’ Models of Other Players: Theory and Experimental Evidence. Games and Economic Behavior. Vol. 10. No. 1. P. 218—254. https://doi:10.1006/game.1995.1031.

Subhasish D. (2010) Nonmonetary Sanctions and Rewards in an Experimental Coordination Game. Journal of Economic Behavior & Organization. Vol. 73. No. 3. P. 377—386. https://doi.org/10.1016/j.jebo.2009.11.003.

Sugden, R. (1995) A Theory of Focal Points. Economic Journal. No. 105. P. 533—550.

Whitley R. (1984) The Intellectual and Social Organization of the Sciences. Oxford: Oxford University Press.

Загрузки

Опубликован

2023-07-07

Как цитировать

Космарский, А. А., & Гордийчук, Н. В. (2023). Изучение профессиональных репутаций как игра: социология знания, теория игр и токенизированные реестры. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (3). https://doi.org/10.14515/monitoring.2023.3.2296

Выпуск

Раздел

Исследования науки и технологий