От обучения в пандемию к обучению пандемии: копинг-стратегии в официальных материалах ведущих российских и мировых университетов

Авторы

  • Маргарита Сауловна Фабрикант Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Белорусский государственный университет https://orcid.org/0000-0001-5707-2943

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2280

Ключевые слова:

пандемия, университет, высшее образование, идентичность, дискурс-анализ

Аннотация

Продолжающаяся пандемия COVID-19 стала серьезным испытанием для различных аспектов системы высшего образования. Однако не столь очевидно, в каких аспектах влияние пандемии вызвало появление принципиально новых феноменов, в каких — усилило уже намечавшиеся процессы (например, цифровизацию), а в каких, наоборот, закрепило давно существовавшие способы действия, замедлив намечавшиеся изменения. Дифференциация этих трех категорий — цель данного исследования. Для ее реализации был проведен дискурс-анализ посвященных пандемии COVID-19 материалов, размещенных на сайтах 100 ведущих российских университетов по рейтингу Forbes и 100 ведущих мировых университетов по рейтингу Times Higher Education.

Полученные результаты указывают на то, что доминирующей копинг-стратегией на всем протяжении пандемии стало обращение к университетской коллективной идентичности. На ранней стадии пандемии эта копинг-стратегия приняла форму эмоционального обращения к образу сообщества конкретного университета как ресурсу взаимной поддержки, основанной на взаимопонимании и общей интерпретации происходящего. В отдельных случаях не только эта общая копинг-стратегия, но и конкретные копинг-техники, которые эксплицитно предлагались обучающимся и сотрудникам университета, встраивались в уже сформированную к тому времени идентичность университета с ее символическими атрибутами и содержательными характеристиками. По мере того как пандемия становилась новой реальностью и наращивала собственную историю, на смену этой эмоционально насыщенной актуализации идентичности конкретного университета пришла подчеркнуто академическая, эмоционально отстраненная рефлексия относительно изменений, которые пандемия вызвала в университете и в системе высшего образования в целом. Таким образом, на смену обучению в условиях пандемии приходит обучение пандемии, причем оба явления связаны с укреплением коллективных идентичностей как отдельных университетов, так и высшего образования как социального института, в противоположность дискурсу о его кризисе, характерному для допандемического времени. 

Благодарность. Исследование выполнено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Биография автора

Маргарита Сауловна Фабрикант, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Белорусский государственный университет

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат социологических наук, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Лаборатории сравнительных исследований массового сознания, Экспертный институт
  • Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь
    • доцент кафедры социальной и организационной психологии факультета философии и социальных наук

Загрузки

Опубликован

2022-12-29

Как цитировать

Фабрикант, М. С. (2022). От обучения в пандемию к обучению пандемии: копинг-стратегии в официальных материалах ведущих российских и мировых университетов. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (6). https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2280