Факторы восприятия приемлемости академического мошенничества на дистанционном обучении среди российских студентов

Авторы

  • Елизавета Сергеевна Ивашкина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-8236-6238
  • Елена Дмитриевна Акельева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-4484-6262
  • Мария Александровна Сергеева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-2431-885X

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2271

Ключевые слова:

академическое мошенничество, дистанционное обучение, российские студенты, высшее образование, списывание, учебная мотивация, ситуативные факторы

Аннотация

В статье представлены результаты опроса российских студентов, посвященного формированию суждений о списывании на дистанционном экзамене. Авторы прослеживают, как варьируется воспринимаемая приемлемость студенческого списывания в зависимости от формата дистанционного экзамена, соотношения его содержания с программой курса и уровня дистанционного контроля. Дополнительно в работе учитывается связь воспринимаемой приемлемости списывания с учебной мотивацией студентов, а также с субъективными оценками распространенности списывания.

Показано, что списывание на дистанционных экзаменах в формате теста воспринимается как более приемлемое, чем списывание на экзаменах в формате эссе и лабораторной работы. Информация о несоответствии дистанционного экзамена пройденной программе повышает воспринимаемую приемлемость списывания, а уровень дистанционного контроля не оказывает значимого эффекта. Дополнительно выявлено, что чем выше внутренняя мотивация студента, тем менее приемлемо для него списывание, тогда как уровень внешней мотивации и воспринимаемая распространенность списывания среди однокурсников не связаны с восприятием студентами приемлемости списывания. Полученные результаты указывают на справедливость предположений о зависимости академического мошенничества студентов от целей обучения, а также воспринимаемых характеристик, применяемых в процессе обучения институциональных средств. Результаты дают основания для разработки эффективных мер по борьбе с академическим мошенничеством на дистанционном обучении.

Биографии авторов

Елизавета Сергеевна Ивашкина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • студентка департамента социологии факультета социальных наук

Елена Дмитриевна Акельева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • студентка департамента социологии факультета социальных наук

Мария Александровна Сергеева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • студентка департамента социологии факультета социальных наук

Загрузки

Опубликован

2022-12-29

Как цитировать

Ивашкина, Е. С., Акельева, Е. Д., & Сергеева, М. А. (2022). Факторы восприятия приемлемости академического мошенничества на дистанционном обучении среди российских студентов. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (6). https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2271